Россия занимает более 30% территории Евроазиатского континента и объективно призвана играть роль геополитического моста в отношениях между странами Запада и Азии. Ее присутствие в Европе и Азии влияет на содержание экономических, политических, культурных процессов в этих частях света при выгодном географическом положении, имея выходы к морям, а также обладая системой космической, воздушной, морской навигации, Россия владеет и уникальными возможностями участия в международном транзите.
По своей сути транзит является экспортом транспортных услуг, предоставляемых национальными компаниями грузовладельцу и перевозчику при следовании груза и транспортного средства по территории России. Прежде всего это услуги национальных перевозчиков, экспедиторов, связистов. Он позволяет эффективно использовать резервы провозных возможностей национальных транспортных систем, стимулирует их воспроизводство и совершенствование. Как следствие активно развивается транспортное машиностроение и обеспечивающие его отрасли.
Прогнозные оценки развития мировой экономики подтверждают, что финансовые и товарные потоки в этом столетии будут сосредоточены в треугольнике США - Европа - страны АТР. И важнейшая задача России в полной мере реализовать свое выгодное географическое положение страны как естественного транзитного моста между Европой и Азией.
Россия имеет перед своими конкурентами явное преимущество - более короткое время доставки грузов, при всех прочих равных условиях. Достаточно отметить, что расстояние по трансокеанскому маршруту от Иокогамы до крупнейших западноевропейских портов, таких как Роттердам, Гамбург и других почти в два раза длиннее, чем по маршруту, пролегающему через Транссибирскую магистраль. Намного короче и трасса Севморпути.
Сегодня, однако, в России отсутствует единая система управления транзитными перевозками, в результате чего вместо единой перевозки "от двери до двери" экспедитору приходится иметь дело с морскими, железнодорожными, автомобильными, авиа, речными перевозками в отдельности.
После прекращения транзитных перевозок (более 20 лет назад) на Транссибе появились структуры, для которых возобновление транзитных перевозок означает значительное сокращение их доходов. Одной из основных причин ликвидации транзитных перевозок по Транссибу явилась экономическая политика, проводимая с начала 90-х годов. Лозунг "рынок все решит" и уход государства от контроля транзита привел к тому, что российская сторона фактически сама передала транзитные перевозки иностранным перевозчикам.
Ситуацию нужно срочно менять. Сегодня на первый план выходит система организации перевозок. Это требует объединения отдельных составляющих процесса перевозки в единую цепочку, предоставление клиентам комплексных услуг по перевозке грузов, формирования условий для эффективного взаимодействия видов транспорта, организации информационного обмена и комплексного обслуживания, то есть развития транспортно-экспедиторской и логистической деятельности в едином комплексе. Создание системы региональных логистических, распределительных центров должно идти параллельно с развитием эффективных систем транспортно-экспедиторской деятельности. Этот принцип должен являться составной частью государственной транспортной политики и играть ведущую роль в развитии транспортной инфраструктуры, рационализации транспортно-экономических связей и всей системы грузодвижения.
Только государство может на должном уровне выполнить функции инициатора и координатора развития интегрированных транспортных систем такого масштаба, отчасти поддерживая этот процесс и экономически. Участие государственных органов управления в организации товародвижения должно выражаться в использовании финансово-кредитных рычагов, а также в совершенствовании нормативно-правовой базы и обеспечении госрегулирования развития национальной транспортно-экспедиторской системы.
Грузовладельцы предпочитают при организации транзитных перевозок иметь дело с одним "сквозным" оператором, обеспечивающим перевозки необходимым контейнерным парком, полным набором сервисных услуг и контролем за дислокацией контейнера с грузом на всем протяжении маршрута. Грузовладелец должен быть уверен, что все отношения с ним построены на общепринятых в мире правилах.
Реализовать эти задачи особенно на первом этапе может только компания - национальный оператор транзитных перевозок, которая сможет оперативно формировать сквозные конкурентоспособные тарифные ставки и тем самым создать экономические предпосылки для увеличения объемов перевозок грузов по Транссибирской магистрали.
Государство должно принять активное участие в организации транзитных перевозок, тем более что в Транспортной стратегии Российской Федерации справедливо отмечается, что использование транзитного потенциала России должно стать не только приоритетом развития транспортной системы, но и самостоятельной точкой экономики. В этой связи целесообразно было бы создать Государственную комиссию по транзиту и предоставить ей права регулирования транзитных тарифов. Следующим шагом могло бы стать создание национальной экспедиторской компании-оператора транзитных мультимодальных перевозок. Необходимо также введение системы упрощенного таможенного оформления для транзитных грузов.
Однако время на принятие соответствующих мер упущено и действия, предпринимаемые государственными организациями других стран по созданию альтернативных маршрутов, оставляют мало шансов для реализации планов развития транзитных перевозок по территории России.
Неспособность или нежелание организовать транзитные перевозки силами и средствами российских структур приводит к идее поручить организацию транзита через территорию РФ иностранным фирмам, что совершенно недопустимо.