Для достижения целевых показателей требуется решение ряда задач. В первую очередь это обеспечение достаточных мощностей порта для перевалки грузов - до 1,6 млрд т в 2030 году - и обеспечение безопасного функционирования морской портовой инфраструктуры и морского транспорта - снижение вдвое количества аварий при заходах судов.
При разработке стратегических направлений развития морской портовой инфраструктуры ее авторы использовали методику, которая состоит из девяти шагов - от анализа мировых трендов до выбора конкретных инвестиционных проектов в конкретных портах.
Согласно прогнозам развития портовой инфраструктуры, объем грузоперевалки в 2030 году оценивается в 800-1300 млн т. Рост перевалки грузов в период 2010-2030 годов будет наблюдаться по всем четырем направлениям - Север, Северо-Запад, Юг и Дальний Восток. Это связано с развитием внешних торгово-экономических отношений России.
Согласно планам, в 2030 году Северо-Западный бассейн станет основными морскими воротами экспорта российских углеводородов и минудобрений, а также крупнейшим регионом по обороту контейнерных грузов. В этой связи особая важность придается планам развития Большого порта Санкт-Петербурга, которые включают развитие существующих контейнерных терминалов и строительство новых терминалов для наливных, навалочных, сухих и контейнерных грузов в морском порту Усть-Луга (191 млн т до 2025 года). Порты Северо-Запада должны взять на себя наши грузы, которые сегодня принимаются прибалтийскими и скандинавскими.
Перспективы роста портовых мощностей в Южном бассейне Росморпорт связывает с терминалом Шесхарис и новыми нефтяными терминалами. 95% насыпных грузов к 2030 году будут переваливать в портах Южного бассейна. Однако по обороту контейнеров он будет уступать другим регионам. А объем экспорта углеводородов здесь окажется сопоставимым с показателями Северо-Запада.
Из крупных проектов в этом регионе стоит отметить строительство сухогрузного района порта Тамань с прогнозным объемом перевалки до 100 млн т. Предполагается также развитие терминалов в Туапсе, Темрюке, Новороссийске и строительство второго грузового района в Оле на Каспии.
На Дальнем Востоке к 2030 году объемы грузоперевалок по наливу достигнут 64-90 млн т, по сухим грузам - 154-217 млн т. Основными драйверами роста здесь станут терминалы по перевалке угля и зерна, минерально-сырьевых и лесных ресурсов. Важное значение имеет строительство угольного терминала на побережье залива Петра Великого, инициатором которого выступает Росморпорт. Также можно назвать проекты развития транспортного узла Восточный - Находка, реконструкции действующих терминалов в морских портах Владивосток и Восточный и т.д.
В 2030 году порты Северного бассейна будут ориентированы на перевалку углеводородов, добываемых на арктическом шельфе, а также лесных и минерально-сырьевых ресурсов. Рост грузооборота запланирован за счет ввода портового комплекса по перевалке СПГ в районе губы Териберская, угольного терминала в Мурманске и портового комплекса Сабетта по перевалке СПГ в Обской губе.
"Мы определили четыре задачи стратегии, - говорит замминистра транспорта Виктор Олерский. - Первая - это увеличение портовых мощностей и обеспечение эффективного развития портовой инфраструктуры. Вторая - обеспечение безопасного функционирования морской портовой инфраструктуры и морского транспорта. Третья - создание условий, повышающих конкурентоспособность отечественных морских портов. И четвертая - совершенствование государственного управления в сфере морского портового хозяйства.
Для повышения конкурентоспособности и привлекательности российских портов необходимо отрегулировать их взаимодействие с железнодорожным, внутренним водным и автомобильным транспортом. Все усилия по развитию портовой инфраструктуры будут тщетны, если мы не синхронизируем этот процесс с развитием железных дорог. К 2015 году инвестиции в железную дорогу должны составлять не менее 217 млрд руб. Политика железнодорожных тарифов должна быть более гибкой и оперативно реагировать на мировую конъюнктуру спроса и предложения".
Замминистра отмечает также важность привлечение внебюджетного финансирования при реализации инвестиционных проектов. Соотношение бюджетных и внебюджетных источников к 2015 году будет в пропорции 1 к 2. Имеется в виду, что на 1 руб. инвестиций федерального бюджета придутся 2 руб. частных.