Евгений Москвичев: В РФ нужно улучшить процедуру медосмотра водителей
- Евгений Сергеевич, в 2012 году Комитет рассмотрел 25 законопроектов. Какие из принятых существенно изменили положение дел в отрасли?
- В первую очередь это закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути". Этот закон, столь необходимый для укрепления позиций России как морской державы, "задержался" в Госдуме более пяти лет. Мы выяснили причины его непринятия, собрали все заинтересованные профессиональные объединения, организовали несколько значимых встреч с представителями минтранса и правительства РФ, серьезно поработали - и закон был принят. Он обозначил границы акватории России, позволил создать единую систему управления, обеспечивающую безопасные условия плавания судов в арктических морях. Создаваемые законом администрации Северного морского пути отвечают за управление вверенной им водной территорией и упорядоченное развитие Севморпути.
Чрезвычайно важным считаю также принятие федерального закон N 131, внесшего существенные изменения в Кодекс внутреннего водного транспорта РФ. Он был инициирован Владимиром Путиным после крушения в 2011 году теплохода "Булгария", определил правила безопасной перевозки пассажиров, разделил контрольные и надзорные полномочия. Этим законом внесены поправки не только в Кодекс ВВТ, но и в Устав автомобильного транспорта, Устав железнодорожного транспорта, где мы четко прописали, за что несет ответственность перевозчик, за что - контролирующие органы. Закон вводит новый термин - "администрации речных бассейнов", которые ответственны за состояние портов и организацию их работы. Этот закон - отклик на требование всех граждан страны о безопасной перевозке пассажиров. Мы исходим из того, что работа профессиональных транспортников России подразумевает минимум чрезвычайных ситуаций и дорожно-транспортных происшествий. То же относится к авиации. Согласно принятому закону о гарантиях в отношении подвижного оборудования, техобслуживание и ремонт воздушных судов теперь будут производиться с помощью сертифицированного оборудования, что повысит безопасность полетов.
- Судя по тому, основной фокус законодательной работы комитета в настоящее время - безопасность перевозок?
- Обеспечение безопасности перевозок уже давно назрело и прекрасно осознается обществом. Мы рассмотрели еще два законопроекта по этой теме. Сейчас находится на рассмотрении закон о безопасности дорожного движения, которым впервые вводится категория транспортных средств "мопеды" и другие подкатегории, которые Россия обязана ввести согласно Венскому соглашению от 2009 года. И еще одно, давно назревшее: вводятся требования к водителям - гражданам СНГ и дальнего зарубежья, которые хотят работать на коммерческой основе. Отныне они обязаны знать правила дорожного движения и получить на территории России национальное водительское удостоверение. С учетом нового закона об образовании мы постарались гармонизировать требования к обучению кандидатов в водители в учебных центрах и автошколах. Соответствующий закон будет рассмотрен во 2-м чтении и принят в 3-м уже в апреле. Сейчас мы готовим законопроект, направленный на совершенствование процедуры медицинского осмотра водителей. Уверен, что это позволит снизить число ДТП, особенно с участием "профессионального" транспорта - автобусов, троллейбусов.
- Какие нормативные акты готовятся для развития автотранспортного бизнеса?
- Мы внесли поправки к законодательству о международных автоперевозках, восстановившие справедливость и повышающие конкурентоспособность наших перевозчиков. Новые требования к транспортному контролю регламентируют проезд по российским дорогам иностранных перевозчиков, не имеющих соответствующих разрешений. Службы транспортного контроля имеют право останавливать, задерживать и штрафовать нарушителей на сумму до 400 тыс. руб. Над этим законом работали более 7 лет, и его принятие для профессиональных транспортников-международников имеет большое значение, ведь иностранные государства не стесняются в суммах штрафов даже за небольшие нарушения. Много было дискуссий, но справедливость победила, потому что закон защищает права национальных перевозчиков. Есть, не скрою, один отрицательный момент - федеральные органы исполнительной власти по надзору оказались не готовы правильно составлять протоколы о нарушении движения по территории РФ. Сейчас с помощью профессиональных объединений служба по надзору в сфере транспорта обучает своих инспекторов, и надеемся, что скоро на дорогах и контрольных пунктах будут дежурить только грамотные инспекторы.
- Год назад в интервью "РБГ" вы говорили о необходимости принимать законы прямого действия...
- Мы рассматриваем закон (и в 2013 году, уверен, он будет принят) "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом, городским электрическим на городских маршрутах, муниципальных и пригородных". Ничего подобного в российском законодательстве до сих пор не было. Более пяти лет назад написан и до сих пор не принят закон о городских перевозках. Минтранс направил в Думу закон о межсубъектных, межрегиональных перевозках. Мы провели ряд совещаний и на уровне заместителя председателя Госдумы приняли решение соединить два закона в один. Должен отметить, что законопроект идет очень тяжело. Нам непонятна политика министерства транспорта: почему оно не хочет создавать "правила игры" для самого массового вида транспорта - наземного пассажирского, который перевозит более 15 млрд человек в год? В ведомстве считают, что правила городских и пригородных перевозок - автобусных, троллейбусных, трамвайных - должны быть прописаны в региональных законах.
Мы собрали для обсуждения представителей субъектов РФ, и все они в один голос сказали: "Нам нужен единый федеральный закон. Никогда в муниципальном образовании такого закона не будет, никогда в законах субъекта не пишут о троллейбусе и трамвае". Комитет будет ставить вопрос перед председателем Госдумы и перед правительством РФ, мы готовы неоднократно собираться для обсуждения, чтобы создать единый документ, понятный любому предпринимателю, который занимается пассажирскими перевозками. Отмечу, что сегодня документ уже подготовлен ко второму чтению. Он как раз и является законом почти прямого действия, мы пишем его так, чтобы не отсылать предпринимателя к сотне подзаконных актов. Это очень важный момент, в стране нет ни одного закона прямого действия, и приблизиться к такой форме законотворчества - наша задача, и мы идем к ее решению системно и планомерно.
- На какие новые законы мы можем рассчитывать в текущем году?
- Сейчас готовится ряд законопроектов по гражданской авиации. Пассажир должен только купить билет - и более никаких препятствий при доступе к воздушному судну у него быть не должно. Мы пишем, например, о необходимости использования не только колясок, но и электромобилей, и прописываем все те условия, которые сегодня предусмотрены для авиапассажира в европейских странах. Этот законопроект долго рассматривался, но он уже подготовлен ко второму чтению, и я надеюсь, что до 25 апреля его окончательно примут. Все безобразия, которые творятся сейчас в области гражданской авиации, должны быть исключены или максимально уменьшены.
Комитет работает также над законопроектом о грузовых перевозках автомобильным транспортом, и мы надеемся, что этот закон в стране появится. Планируем внести поправку в закон о лицензировании, где в "демократическом порыве" заказные пассажирские перевозки перестали подлежать допуску, и мы получили дикий беспорядок.
Работаем над законом "О транзите" и считаем, что этот закон в России должен быть таким, чтобы было интересно, привлекательно иностранному перевозчику ехать транзитом через Россию - автомобильным, железнодорожным, речным и морским транспортом. В первом чтении этот закон будем вносить на рассмотрение парламентариев в июне. Также проводится работа над законом "Об экспедиторской деятельности". Там есть большие проблемы, но мы оптимисты, и уверены, что года-полутора будет достаточно для его благополучного принятия. В апреле - мае минтранс внесет сразу два законопроекта в области железнодорожного транспорта - Устав и отраслевой закон "О железнодорожном транспорте". Мы надеемся, что удастся внести проект закона о развитии современного высокоскоростного транспорта и требованиях к нему. Всего в этом году намечено рассмотреть более 20 и принять около 15 законопроектов.