Василий Алексеевич, недавно вы докладывали председателю правительства о социально-экономическом развитии региона. Какие вопросы удалось обсудить на встрече?
Василий Юрченко: В частности, строительство автомобильного Восточного обхода Новосибирска. Этот объект необходим для разгрузки улиц и шоссе, для увеличения пропускной способности федеральных трасс. Да, в федеральную целевую программу "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)" включено строительство объезда. Но запланированные объемы работ и их финансирование недостаточно масштабны. Востребованность этой дороги требует другой скорости строительства, да и у наших дорожно-строительных организаций есть и техника, и технологии, и опыт, и специалисты, чтобы вести работу более быстрыми темпами. Поэтому, обсуждая этот вопрос с премьером и с министром транспорта, я просил найти возможность сместить финансирование с последующих годов и ускорить начало работ.
Есть и другие проблемы. Например, плачевное состояние единственной за Уралом консерватории - Новосибирской государственной академии имени М.И. Глинки. Это федеральное учреждение, мы не имеем права выделять на него средства, но ремонта там не было с 1967 года. А между тем это одна из лучших консерваторий в России, в ее здании располагается зал с органом. Глава правительства дал соответствующее поручение, и, надеюсь, в скором времени к нам приедут специалисты, которые определят объемы работ и финансирования.
Сейчас активно обсуждается законопроект о самостоятельности академгородков. Как будут строиться отношения правительства области с Сибирским отделением РАН в ситуации, когда существуют разные взгляды на статус Новосибирского научного центра и способы управления им?
Василий Юрченко: Самая главная задача любого руководителя, считаю, понимать, что, объединяя ресурсы и усилия, можно быстрее и эффективнее реализовывать необходимые для развития региона проекты, добиваться серьезных результатов. Не случайно в конце 2012 года была принята долгосрочная целевая программа развития Советского района, на территории которого расположены институты СО РАН и СО РАМН. Она предусматривает бюджетное финансирование мероприятий по улучшению социальной сферы, инфраструктуры, инженерных коммуникаций территории... Кстати, тут проживает более 110 тысяч человек. Были взвешены все возможности региона и муниципалитета, а также сибирских отделений. Действие документа рассчитано до 2017 года. На реализацию программы из всех источников финансирования планируется выделить 30 миллиардов рублей, только в этом году - 630 миллионов из областного бюджета. Вот это конструктивный подход. А в законопроекте, о котором вы говорите, ничего подобного я не увидел. Писали его, я думаю, для других целей. И уж точно не для развития территорий и научных центров.
Чем вы завлекаете инвесторов?
Василий Юрченко: Открытостью. Вот оценка председателя совета директоров и основного владельца компании "ЭкоНива" Штефана Дюрра (между прочим, признанный одним из лучших предпринимателей Германии). Он своим коллегам так сказал : "В принципе я подтверждаю: в регионе действуют все меры поддержки, о которых говорил губернатор. Причем новосибирского губернатора от руководителей других регионов отличает то, что если губернатор Юрченко сказал "нет", то он обосновывает это "нет". А то многие наобещают, а потом объясняют, почему те или иные меры господдержки не действуют. А в Новосибирской области все понятно и прозрачно".
Но если здесь многое понятно, то, как формируются в регионе тарифы на жилищно-коммунальные услуги, - все еще загадка...
Василий Юрченко: Не согласен. Тарифы с 1 января не поднимались. Это раз. В соответствии с постановлением правительства РФ в регионе была применена методика - единственная, которая могла быть применена, - расчета расходов на общедомовые нужды. Идеология, которую закладывали разработчики, в целом очень правильная - стимулировать людей к бережному и эффективному использованию потребляемых ресурсов, а также стимулирование установки приборов учета. Но, как у нас часто бывает, люди думают "это не про нас". И что получилось? Приборы не поставили, значит, оплата устанавливается исходя из нормативов. А они серьезные.
К сожалению, не обошлось и без перекосов, особенно в части расчета общедомовых расходов. Система ЖКХ не была готова к таким реформам. Поэтому такие решения легли тяжким бременем на население. Наши специалисты писали об этом в Федеральную службу по тарифам... Но получилось так, как получилось, - нас не услышали.
Есть, конечно, и недобросовестные управляющие компании, которые навешивали на жильцов лишние расходы. Сейчас такими фактами занимаются правоохранительные органы. Но и сами люди не должны думать, что за них эти вопросы будет решать губернатор или прокуратура. Дом - это собственность. Выбранная вами управляющая компания некачественно выполняет свою работу? Выгоняйте, выбирайте других!
Еще одна острая проблема - ветхое и аварийное жилье. Как ее будет решать регион, если сократится финансирование из Фонда реформирования ЖКХ?
Василий Юрченко: Мы в прошлом году приняли пятилетнюю программу. Ведь только в Новосибирске признаны ветхими более полутора тысяч домов. Плюс восемьсот в области. Есть беспрецедентное решение по Новосибирску - ежегодно выделять по пятьсот миллионов рублей из областного и городского бюджетов. И уже 2013-й станет годом масштабных изменений. Будем, конечно, привлекать и строителей, потому что освобождаемые земельные участки должны быть использованы под новое строительство.
Много надежд в регионе возлагают на такие проекты, как технологический и промышленно-логистический парки. Вы удовлетворены результатами их работы?
Василий Юрченко: Эти проекты состоялись. Хотя строительство технопарка давалось тяжело, реализация проекта шла с задержкой на два года. Все не могли решить земельный вопрос. Но все позади. Сейчас технопарк - это шесть с половиной миллиардов рублей инвестиций, семь тысяч рабочих мест, причем с достойной зарплатой. В 2012 году выпущено инновационной продукции на двенадцать миллиардов рублей. Важно, что частный бизнес поверил в этот проект и стал инвестировать в него. Практически нет ни одного технопарка в России, в котором бы из шести с половиной миллиардов рублей полтора миллиарда составляли частные инвестиции.
Что касается промышленно-логистического парка, то у этого проекта тоже непростая судьба. Идея возникла еще в 2004 году. Тогда я пришел работать в областную администрацию и предложил создать Агентство инвестиционного развития как инструмент, который будет работать с бизнесом на его языке, но проводя политику регионального правительства. Не один год ушел на раздумья и согласования. Потом наступил 2008 год, и многие проекты просто остановились. Только с конца 2010 года мы вновь принялись за работу, за 2011-2012 годы была создана необходимая инфраструктура - автомобильная и железная дороги, газогенерация, водоотведение, энергомощности. Сейчас в ПЛП работает большое число резидентов, которые от проектных работ переходят к строительству своих заводов, комплексов. Думаю, через два года вся площадь в две тысячи гектаров будет задействована.
Территория, где находится промышленно-логистический парк и международный аэропорт Толмачево, должна стать драйвером роста экономики региона. Так считают разработчики проекта Новосибирской агломерации. У вас лично есть четкое понимание, а для чего нужна агломерация?
Василий Юрченко: Для того чтобы создать для бизнеса равные условия работы на большой территории. Изучив разные модели агломераций, мы выбрали так называемую торонтскую. Считаю, для наших условий это самое правильное решение. Эта модель предполагает создание на территории единых правил ведения бизнеса, территориального устройства, инфраструктуры без ликвидации самостоятельных муниципальных образований. Просто объединить все территории - не всегда эффективно. О своем намерении участвовать в проекте, помимо Новосибирска, заявили двенадцать районов области, а также близлежащие города и научные центры. Площадь непосредственно агломерации, по предварительным расчетам, превысит десять тысяч квадратных километров, она станет третьей в России по численности населения - после московской и санкт-петербургской. Наша задача создать единый свод нормативно-правовых документов. И тогда эта территория, на мой взгляд, будет в разы привлекательнее.
Но уже сейчас транспортная инфраструктура региона не справляется с нагрузкой. А что дальше - коллапс?
Василий Юрченко: Мы занимаемся этой проблемой. Создан Дорожный фонд, он имеет серьезные финансовые возможности. Начали ряд важных проектов. Другое дело, что хотелось бы все сделать быстро. Но на это нужны еще большие ресурсы. Вот почему я ставлю задачу - увеличение масштабов экономики, доведение объема ВРП до триллиона рублей.
Сейчас у нас по графику идет строительство третьего моста через Обь, его стоимость - почти пятнадцать миллиардов рублей. Он крайне необходим городу, это понимают и на федеральном уровне. Но мы опоздали со строительством лет на тридцать. Уже нужен четвертый мост. И как только закончим третий, необходимо приступать к следующему, который пойдет рядом с железнодорожным мостом Транссибирской магистрали. Как инженерный объект он будет несложным, но многое предстоит сделать на подходах к нему: двухуровневые развязки, путепровод через Транссиб.
В регионе удалось снизить бюрократические барьеры при предоставлении населению государственных услуг?
Василий Юрченко: В электронный формат переведены две сотни региональных и более десяти тысяч муниципальных услуг. Во все 260 поселений проложено оптоволокно. Работают многофункциональный центр и его филиалы в районах, с которыми есть связь из самых удаленных сел. Кроме того, создаем мобильные МФЦ, оснащенные специальным оборудованием. Человек не должен ходить и стоять в очередях за справкой. Там, где возможно, все должно быть в электронном виде. Сейчас наши специалисты создают базу, благодаря которой все услуги можно будет получать в режиме онлайн в течение нескольких секунд... Так что есть чем гордиться. Сегодня область - лидер по предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронном виде. И к нам за опытом едут специалисты из других регионов страны.
В этом году хоккейная "Сибирь" достойно выступила в Кубке Гагарина. Но уже очевидно, что Ледовый дворец спорта сегодня не соответствует ни уровню команды, ни амбициям мегаполиса?
Василий Юрченко: Клуб со своей задачей - выйти в плей-офф - справился. Не запрыгнул на подножку последнего вагона уходящего поезда, как было раньше, а уверенно вошел. И я этому рад. Что же касается дворца спорта, то, конечно, он старый и некомфортный для зрителей. И мы построим новый. Более того, скажу, арены для игровых видов у нас нет вовсе. Мне стыдно, когда наш волейбольный клуб "Локомотив" играет в "Финале четырех" Европейской лиги чемпионов на площадке в Омске, потому что спортивный комплекс "Север" не соответствует требованиям проведения международных соревнований. Да и в целом спортивная инфраструктура городов и районов области меня категорически не устраивает. Нужно больше открытых площадок, велосипедных дорожек, закрытых сооружений. Мы сейчас этим занимаемся. Это база для того, чтобы вырастало больше мастеров. На Олимпиаде в Лондоне впервые выступили двенадцать наших спортсменов. Надеюсь, что в Сочи область будет представлена более солидно.