Машину в Казань пригнали прямо с экспериментальной площадки. За полторы тысячи километров, которые водитель проделал по пути из Минска в столицу Татарстана, запах нового автомобиля еще не выветрился. А вот посторонних резких запахов, к примеру, краски или пластика, как отметили сотрудники минобрнауки, когда осматривали машину, к счастью, нет.
Знакомство с новым автобусом потенциальные покупатели начали с "одежки". Первое, что бросилось в глаза, это надпись крупным шрифтом "ДЕТИ". Размер букв выбрали строго по ГОСТу - не менее 25 сантиметров высотой. А вот расстояние между ступеньками, напротив, сделали небольшим, чтобы было удобно подниматься в автобус. Более того, лесенка изготовлена из нескользящих материалов, так что дети из сельской глубинки могут смело подниматься по ступенькам даже в резиновых сапогах, запачканных грязью.
Потенциальных покупателей прокатили по городу, чтобы те смогли оценить комфорт. Во время пробной поездки представители минского автопрома рассказывали о достоинствах школьных автобусов. В первую очередь они отметили, что машины для детей должны быть безопасными и надежными.
- Обратите внимание на прибор рядом с водителем, это система пожаротушения двигателя, - отметил начальник отдела продаж МАЗ Виталий Пасюк. - В случае аварии и угрозы возгорания она сработает автоматически.
Все кресла оборудованы ремнями безопасности, а спинки имеют такую высоту, чтобы детские головы упирались в сиденья. В таком кресле в случае резкого торможения или удара ребенок сможет избежать серьезных травм позвоночника. Да и коленки у детей останутся целыми, так как ноги не упираются в передние кресла, даже у высоких взрослых. А вот отделения для портфелей, которые находятся над головой, автомобилестроители разместили глубоко под наклоном, чтобы детские рюкзаки не выпали, если автобус начнет качать на ухабах.
К каждой паре кресел подведена кнопка экстренного вызова, и у школьников нет необходимости идти по автобусу во время движения, чтобы попросить водителя остановиться. Стоит только, как в самолете, нажать кнопку, и шофер по панели приборов сразу узнает, кому требуется помощь.
Как выяснилось, в данном автобусе можно возить двух детей, которые не могут самостоятельно ходить. И продемонстрировали на деле, где можно хранить сложенные коляски, чтобы они были надежно закреплены и никому не мешали.
Генеральный директор "МАЗцентрКазани" Абдулхак Мустафин привел еще один аргумент в пользу новинки. По его словам, школьным водителям не нужно будет ездить в центры обслуживания. Сотрудники сервиса сами будут объезжать школы по графику и на месте проводить техосмотр.
Что касается стоимости нового автобуса, то представители белорусского автогиганта сообщили потенциальным покупателям, что все будет зависеть от того, сколько автобусов закажет минобрнауки. Если чиновники от образования остановятся на небольшой партии, к примеру, в пределах 50 машин, то школьный автобус будет стоить около 2,3 миллиона рублей. Если же речь пойдет об оптовой партии, завод готов предоставить солидные скидки.
Однако чтобы возить школьников из Татарстана, белорусскому автобусу придется выдержать конкуренцию с "Пежо". Зарубежная корпорация предложила возить учеников на микроавтобусах.