Александр Шульгин: Школьная форма не отучит детей завидовать друг другу

Александр Шульгин, композитор, автор песен

 

Форма, причем не только школьная, на мой взгляд, суть всего. Она существует везде - в работе журналиста, композитора и любого другого творческого начала, поскольку форма - это понятие не только материальное, но и, образно говоря, духовное. Поэтому и школьная форма, на мой взгляд, все-таки необходима. Помимо широко обсуждаемых преимуществ, могу сказать, что она своим образом дополняет образование и облекает в четкие рамки получение знаний.

Еще одно преимущество школьной формы, о которой сообщает "РГ", то, что она, безусловно, отображает престиж учебного заведения, если, конечно, таковой имеется. Во многих учебных заведениях такая привлекательная форма, что люди хотят поступить туда только по этой причине. Родители хотят увидеть свое чадо в форме конкретного школьного заведения. Если форма окажется символом, к которому ребенок захочет быть причастным, то вопрос негативного отношения к самой форме просто отпадет. Но для этого нужна будет еще психологическая работа над ребенком, чтобы он не воспринимал ношение школьной формы, как некоторое наказание. Кроме того, форма способствует дисциплине, что тоже, разумеется, не помешает учебному процессу.

Очень часто говорят, что главное преимущество формы заключается в некоторой социальной уравниловке между детьми. Я не совсем с этим доводом согласен. Школьная форма вряд ли отучит людей завидовать друг другу. Этого необходимо добиваться, но совершенно иными способами. В конце концов дети могут отличаться просто по степени нагрузки в этом учебном заведении - кто-то, например, будет старостой, бригадиром, старшим группы.

Кроме того, школьная форма совершенно точно помогает, на мой взгляд, сохранить семейный бюджет. Если джинсы, футболки и так далее надо ребенку покупать регулярно и много, то школьной формы, если она сделана добротно, будет хватать на весь учебный год. Еще лучше, если форма школьная будет финансироваться государством. Но это только мечты.

Униформа есть во многих сферах жизни человека - медицине, строительстве, армии... Но почему-то так получается, что именно школьная форма вызывает у людей много споров и пререканий. Наверное, это связано с тем, что вопрос образования сейчас занимает особое место в жизни страны и, если обсуждается ее реформирование, допустим, структуры образования, то, безусловно, поднимается вопрос и школьной формы.

Раньше таких вопросов не появлялось. Даже у детей было какое-то сакральное чувство при мысли о школьной форме. Я помню себя пятилетнего, который скорее хотел пойти в школу, в первую очередь чтобы наконец надеть школьную форму.