Сергей Собянин: Пока в Париже и Лондоне говорят, в Москве - делают

Как мы уже сообщали, в редакции "Российской газеты" побывал мэр Москвы Сергей Собянин. На часть вопросов он ответил, но еще большую часть прихватил с собой. Чтобы ответить на все вопросы, которые задали и журналисты, и читатели "РГ", мэру наверняка не хватило бы и суток.

Публикуем ответы столичного градоначальника на 10 вопросов, прозвучавших в ходе этой встречи.

1. В связи с возросшими масштабами дорожного строительства Москва вся перекопана. Верите ли вы, что сможете улучшить транспортную ситуацию в городе?

Сергей Собянин: Верю. Мы ведь не только говорим, а в отличие от других и делаем все для этого. Например, в Париже реализуется колоссальный проект Большой Париж, где предусмотрено и наземное, и подземное метро. Говорят об этом лет 10, а на деле до сих пор и гвоздя не вбито. Мэр Лондона заявил о том, что его стратегическая задача - расширить в полтора раза свой метрополитен. И тоже - пока одни слова. Мы же буквально за два года приступили к реализации крупнейшего в мире проекта строительства метрополитена длиной 150 км. Одновременно ведем реконструкцию 240 км линий железнодорожных путей для создания, по сути дела, наземного метро. А еще идет масштабная реконструкция новых дорог и развязок.

Я считаю так. Можно заниматься "маниловщиной" и мечтать о подземных дорогах, которые стали бы, во-первых, в 10 раз дороже, а во-вторых, технически мало реализуемы для Москвы. Но лучше жить все-таки в реальном бюджете, реальными возможностями реальной экономики. И то, что можно сделать, в частности, для увеличения пропускной способности дорог, в ближайшие 5 - 7 лет мы сделаем. Реконструкцию метрополитена должны закончить к 2020 году. Примерно в те же сроки завершим реконструкцию железнодорожных путей. И глобальных строек, мешающих людям, не останется. Подожмем изо всех сил по времени и крупнейшие инфраструктурные проекты.

2. Строить новые дороги, конечно же, нужно. Но ведь надо следить и за состоянием уже имеющихся. С наступлением же тепла многие магистрали, как обычно, оказались в ямах, образовавшихся за зиму. А ведь в прошлом году большинство трасс были отремонтированы. И подрядчики по новым правилам должны отвечать за них в течение трех лет. Спросят с тех, кто не выдержал проверку временем?

Сергей Собянин: Те дороги, которые были отремонтированы в 2011 и 2012 годах, в большинстве своем во вполне приличном состоянии. Ям же этой весной было в 10 раз меньше, чем 2 года тому назад. Но есть и брак, он составляет от 3 до 10% и будет устранен за счет подрядчиков, так как дороги находятся на гарантийном обслуживании.

Мы закончим нынче первый цикл ремонта всех дорог Москвы процентов на 95. Таким образом, к следующей весне ям будет еще меньше. А в последующие годы перейдем от ремонта небольших участков трасс на полный ремонт всех дорог. То есть, выходя на магистраль, будем ремонтировать ее от начала до конца, а не кусками.

Еще одна проблема связана с 94-ФЗ. В соответствии с ним мы обязаны нанимать фирмы на ремонт дорог в ходе аукционов. На них часто выходят фирмы, не имеющие за душой ни матбазы, ни техники, ни ресурсов. По сути дела, дальше они работают как посредники. Поэтому предъявлять претензии к ним сложно, так как многие являются однодневками. С этого года порядок проведения аукционов мы изменим. Федеральный закон позволил проводить конкурсы. Стало можно укрупнять лоты, превращая их в серьезные городские заказы. Фирмы, получившие их, смогут закупать необходимую технику и даже обзаводиться собственными заводами. Это скажется на улучшении качества дорог.

3. Как удается столице сдерживать рост тарифов, добиваясь самого низкого уровня в стране?

Сергей Собянин: Реальное повышение с 1 января 2013 года по 1 января 2014 года не превысит даже 6%. В том, чтобы оно было как можно ниже, заинтересованы не только москвичи, но и бюджет города. Ведь чем выше тарифы, тем больше расходы города на субсидии и дотации тем, кому они оказываются не под силу. Чтобы сдержать тарифы, мы изначально объявили энергетическим компаниям, что все их затраты - на зарплату, материальные ресурсы и т. д. - могут быть выше лишь на уровень инфляции.

Мы не можем влиять только на цены на газ и электроэнергию, покупаемую на рынке, и тариф, устанавливаемый Федеральной энергетической комиссией. А все, что было можно "отжать" по затратам, формирующимся непосредственно в Москве, мы "отжали". В итоге сложился достаточно благоприятный тренд, и мы постараемся его сохранить в дальнейшем.

4. Московское образование всегда было одним из лучших в стране. Но вы чуть ли не с первых дней взялись за его реформирование. Хотите уравнять дворовые школы с элитными?

Сергей Собянин: Непростой вопрос. 90% детей учились как раз в этих самых дворовых школах. И лишь 10% получали образование в элитных гимназиях и лицеях. Это положение складывалось годами. При всем желании отстающие школы не могли догнать престижные, так как имели на порядок меньшее финансирование. То есть изначально на элиту и "неэлиту" делились не только школы, но и дети. Мы выровняли финансирование всех школ по верхней планке. Таким образом, выровняли и стартовые возможности всех школьников.

Чтобы заинтересовать школу давать качественные знания, мы поощряем тех, кому это удается. Введены гранты мэра, которые распределяем каждый год. Они весомые - 5, 10, 15 млн. на школу, что позволяет тем, кто их завоевал, двигаться вперед. Кроме того, все школы сейчас имеют хорошую материальную базу, а учителя - достойную заработную плату. Столичный учитель получает более 60 тыс. рублей. То есть место учителя становится привлекательным, конкурентоспособным, а качественный состав преподавателей постепенно улучшается.

Что из этого получилось? Победителей и призеров, к примеру, на олимпиадах теперь дают не только 40 элитных школ, как прежде, а практически каждая вторая. Школьников, получивших на недавних предварительных ЕГЭ больше 220 баллов, стало почти вдвое больше. Каждый четвертый ученик - отличник. Это очень хорошая динамика.

5. На оснащение города современными техническими средствами Москва тратит большие деньги. Поможет ли это ей стать по-настоящему безопасным городом?

Сергей Собянин: Столица взята сейчас под прицел 110 тысяч видеокамер - самых лучших в мире, самых современных. Для тех, кому предстоит анализировать передаваемую ими информацию, создаются рабочие места. Когда эта система заработает в полной мере, я думаю, счет раскрытых преступлений пойдет на тысячи, что само по себе станет серьезным фактором для снижения уровня преступности.

Любое ТСЖ или управляющая домом компания могут заключить договор с этой компанией и получить видеосигнал с камеры, установленной во дворе, для собственных нужд. Вся информация, записанная видеоаппаратурой, в течение нескольких дней хранится в едином банке данных. По первому же запросу она может быть передана правоохранительным органам, что также способствует сокращению преступности. Считаю, что такая система - наиболее эффективная.

6. Вернется ли на площадь Белорусского вокзала памятник Максиму Горькому?

Сергей Собянин: Напомню: мы были вынуждены расторгнуть инвестконтракт, который предполагал строительство у Белорусского вокзала подземного многофункционального комплекса площадью 60 тысяч кв. м торговых площадей, который сделал бы площадь непроезжей навсегда. Инвестор передал эту площадку городу. Мы проект изменили, оставили лишь минимум машино-мест в подземном паркинге и транспортную инфраструктуру.

Но кроме паркинга, требуется построить серьезную транспортную развязку. Она тоже оказалась очень непростой. На общественных слушаниях по проекту одной из эстакад мы получили отрицательное заключение жителей. Они возражают, чтобы она проходила мимо их домов. Но в таком случае этот узел вообще никогда не расшить. Поэтому мы приняли решение реконструкцию проводить, эстакаду - строить. Строители уже приступили к работе. Объем большой. Думаю, еще года два понадобится, чтобы закончить стройку. То есть реконструкция завершится в 2015 году.

7. Пришла весна и сразу захотелось выбраться на улицу. Тем более что Москва все больше становится не только городом для машин, но и для людей. Можно, например, прогуляться по первому пешеходному маршруту - Столешникову и Камергерскому переулкам, улицам Кузнецкий Мост и Рождественка. Что дальше? Куда еще можно будет отправиться пешком грядущим летом?

Сергей Собянин: Развитие общественных пространств - скверов, парков, дворов, пешеходных улиц - один из наших приоритетов. В этом году стоит задача обустроить еще 19 пешеходных улиц общей протяженностью 25 км. Причем не обязательно все они должны быть улицами без автомобильного движения. Где-то для того, чтобы можно было нормально гулять, достаточно расширить тротуары, а где-то убрать лишнюю рекламу, посадить деревья и цветы.

Один из маршрутов, например, пройдет от станции метро "Новокузнецкая" по улице Пятницкой, Климентовскому переулку, Ордынскому тупику и Лаврушинскому переулку и далее по Кадашевской набережной до Болотной набережной - здесь даже транспорта не будет. Готов и проект обустройства пешеходной зоны по улице Никольская. Конечная цель - за несколько лет максимально благоустроить центр города.

8. Когда на месте развалин гостиницы "Россия" вырастут деревья и появится обещанный парк?

Сергей Собянин: 19 апреля был объявлен международный конкурс на разработку его архитектурно-ландшафтной концепции. Будет именно только парковая зона, а под ней - пространство с выставочными залами, сувенирными лавками, парковками. Но с реализацией идеи мы не спешим. Ведь второго такого случая, чтобы практически встык с Красной площадью в стране появился новый парк, не будет.

Потому надо разработать концепцию, посоветоваться с жителями, изучить мировой опыт. В прошлом году, как все помнят, мы даже объявили народный конкурс на проект этого парка. Получили больше 100 вариантов. Но к консенсусу не пришли. Потому выбрали самые интересные, и на их базе разработали техзадание на проектирование парка. К концу года должен появиться реальный проект. Реализовать его правительство Москвы намерено полностью за счет бюджета.

9. Станет ли доступнее москвичам Москва-река?

Сергей Собянин: Водное пространство Москвы-реки - одна из главных достопримечательностей города. Обустраивать ее берега мы будем постепенно, превращая их в общественное пространство. Начнем с обустройства Крымской набережной. Затем на очереди территория под пешеходную зону на берегу Москвы-реки в промзоне ЗИЛа, которую скоро собираемся выставить на торги с целью реорганизации. Попытаемся организовать такие зоны во всех промзонах, примыкающих к воде. Вдоль реки предполагаем летом создать и самый длинный велосипедный маршрут - от "Музеона" до Парка Победы. Летом в Москве всегда проблематично искупаться.

Больше, чем обычно, предстоящим летом будет в городе и пляжей. В ЦПКиО им. Горького и "Сокольниках" они открылись, например, еще в прошлом году. Нынче оборудуем бассейны и пляжно-купальную зону в Филях и Тушино, а также в большинстве других парков города.

10. А на главной магистрали столицы - улице Тверской - появится место не только для транспорта, но и для людей?

Сергей Собянин: В порядке эксперимента этой весной на протяжении от Манежной до Пушкинской площади установим традиционные для этой улицы липы, а также сирень и другие кустарники в контейнерах, чтобы к зиме заменить лиственные породы на хвойные. Ну, а по соседству с ними разобьем цветники, малые формы, лавочки поставим, чтобы прохожие летом могли отдохнуть. Посмотрим, как будет работать.

Дело в том, что на Тверской очень много машин, а значит, и выбросы от них немалые, поэтому насаждения нельзя ставить слишком близко к проезжей части, чтобы не погубить их. С другой стороны, нужно, чтобы все это не мешало и пешеходам. Если все получится, то распространим этот опыт и на другие улицы.

Кстати

Многих интересует, где Москва берет деньги на такое обилие проектов? "Невозможно все сделать за счет бюджета, да в этом и нет необходимости", - отвечает на этот вопрос Собянин. И поясняет: инвестиции в экономику Москвы за 2012 год составили 1 трлн рублей, в 2013-м городские власти намерены привлечь их еще больше. Невиданное прежде дело - строить за счет инвесторов детсады, а Москва - строит. И инвесторы за разрешениями в очередь стоят.

Фоторепортаж