Создатели проекта видят кризис традиционного творческого образования и предлагают профессиональному сообществу новую систему подготовки специалистов. Руководство школы планирует набрать 24 ученика, большая часть которых - люди, не имеющие актерского образования, и только 7-8 - профессионалы, готовые к "обнулению". Актер нового поколения должен разбираться в современном искусстве, философии, истории, литературе, знать несколько иностранных языков. Организаторы планируют "тотальный контроль" и потребуют от учеников "монастырского послушания". Вместо традиционных собеседований проводят "кастинг", а все последующие экзамены будут и вовсе отменены. Стоит ли подобная игра свеч? Или она диктует строго, но заставляет потом оставаться в тени и играть в дешевых мыльных операх?
Неужели вы действительно ощущаете дефицит актеров? В сериалах мелькает столько новых лиц, имен...
Константин Богомолов: Людей с актерскими дипломами полно, а качественных серьезных, сложных актеров мало. К сожалению, театр не та сфера, где слишком высокая конкуренция. Качественно обученных людей здесь всегда не хватает. Актер театра и кино в современном драматическом искусстве не сильно отличается. И это принципиальная позиция школы.
С какими проблемами вы сталкиваетесь при работе с актером?
Константин Богомолов: Как правило, проблема одна: большинство может работать только в одной эстетической системе, которая была им внушена во время учебы. Они не мобильные, не гибкие, умеют работать с определенными категориями и выполнять задачи. А когда им предлагают иную эстетическую категорию, они теряются. Такие видят свою профессию не как творчество, а как ремесло. Они не образованны, не знают современного искусства. А зачастую и вовсе боятся самих себя.
Так может, эти глубинные копания в самом себе как раз издержки блестящего гуманитарного образования, которое вы ставите чуть ли не во главе всего? Может, им лучше вообще не задумываться, тогда режиссеру проще слепить нужный персонаж...
Константин Богомолов: Вы абсолютно не правы. Думать нужно обязательно. С человеком хорошо образованным легче разговаривать. Опыт и знание повышает требовательность, гибкость, чуткость, дает возможность решать задачи более сложного уровня. Более того, человек более насмотренный и наслушанный - он жаждет нового, жаждет исследования и новых открытий. Образование - важнейшая для актера вещь.
А вы собираетесь сбрасывать Станиславского, сломать классическое театральное образование?
Константин Богомолов: Поверьте, это не попытка противопоставить себя классическому театральному образованию. В первую очередь мы пытаемся ответить на тот запрос, который существует сегодня в театральном и киносообществе. Запрос на нового актера и новое качество образования.
Алексей Герман-младший мечтает превратить "Ленфильм" в инкубатор талантов...
Константин Богомолов: Нам бы тоже хотелось сделать нечто подобное из этой школы.
Он считает, что путь киношкол довольно однобок. И в наше время достаточно много талантливых людей, уже фактически готовых кинематографистов, которым нужно дать возможность проявить себя.
Константин Богомолов: Я убежден, что путь каждого человека индивидуален. Эта школа часть большого процесса. Мы пытаемся уловить тенденции, происходящие в мире, и воплотить их в жизнь. Мы не пытаемся идти против течения.
В театральных кругах есть понятие престижности вуза?
Константин Богомолов: Есть. Но престижность формируется из живого процесса. Изначально есть качественная школа, которая начинает быть престижной. Потом она теряет качество, а престиж сохраняет еще какое-то время. В современном театральном сообществе эффективность и качественность образования важнее, чем престижность, лейблы, знаки, называйте как угодно...
Ученики должны тотально подчиняться своим педагогам в течение 2,5 лет и обладать монастырским послушанием. Вы даже готовы предоставить им общежитие на время этого эксперимента. За таким проектом было бы интересно наблюдать вживую хоть все 24 часа в сутки...
Константин Богомолов: Проект будет сниматься и документироваться. Будут постановки, спектакли, на которые можно будет приобрести билеты. Московская школа нового кино - начало большого и значимого проекта. Надеюсь, пространство ARTPLAY, где все это будет происходить, в скором времени станет таким же важным, как в советское время был "Мосфильм". Может быть - так начинался Голливуд? Этот проект делают бескорыстные люди, не прося денег у государства...
Но бесплатная только актерская школа...
Константин Богомолов: Там есть и другие бесплатные мастерские. Но, конечно же, на примере актерской школы мы выстраиваем модель более долгосрочных вложений. Для актера важна позиция смирения, а такая позиция не может быть свойственна заплатившему деньги.