Штраф за выпуск на линию неисправных авто может увеличиться
В нем предлагается одна небольшая, но довольно дорогая поправка в часть вторую статьи 12.31 Кодекса об административных правонарушениях.
Речь идет о выпуске на линию транспортных средств с неисправностями, при которых эксплуатация машины запрещена правилами. Сегодня штраф за это нарушение, который накладывается даже не на водителя, а на автопарк, составляет от 500 до тысячи рублей. Правительство предлагает увеличить его. Минимальную планку установить в размере семи тысяч рублей, максимальную - в размере 10 тысяч.
Действительно, с тех пор, как автотранспортные предприятия все чаще становятся частными, уровень контроля за автомобилями только снижается. Если посмотреть данные аварийности автобусов или грузовиков за 10 лет, то количество ДТП с этим транспортом увеличивается прямо пропорционально в зависимости от смены собственника предприятия. Чем больше частного транспорта, тем больше аварий. Увы, это реальные данные.
В пояснительной записке к этому законопроекту указано, что в России более 46 процентов автопарка легковых автомобилей составляют устаревшие модели старше 10 лет. Среди грузовиков ситуация более катастрофичная - почти 70 процентов этих машин старше 10 лет. При этом стоит отметить, что именно на них перевозятся опасные грузы: топливо, взрывчатка, химическая продукция...
Более 70 процентов парка автобусов, принадлежащих муниципальным унитарным пассажирским предприятиям, старше 10 лет. Более 50 процентов этого парка автобусов подлежит списанию, утверждают специалисты минтранса.
И хотя, по данным ГИБДД, количество аварий именно по причине неисправности не очень высоко, зато тяжесть последствий зашкаливает. Ведь в автобусе количество пассажиров в разы больше, чем в обычной легковушке. А чего стоят перевороты цистерн на трассах с разливом топлива или, не дай Бог, аммиака?
Помимо большого количества жертв, аварии с таким транспортом наносят огромный ущерб бюджету. Судите сами: как минимум один экипаж ГИБДД работает на происшествии. Если есть жертвы - машины "скорой помощи", экипажи МЧС. Если произошел разлив топлива или химии, то МЧС работает на месте сутками, пока не обезопасит место происшествия. Плюс ограничения движения, которые тоже болезненно сказываются на экономике. Подсчитано, что авария даже с одним погибшим обходится бюджету в один миллион рублей. Во сколько обходится авария с разливом химических веществ - подсчитать трудно.
Кроме того, авторы законопроекта указывают на то, что данные по аварийности этого транспорта по причине неисправности - не совсем корректны. Ведь в статистику Госавтоинспекции входят только происшествия с пострадавшими. Если пострадавших нет - нет и данных в статистике. Надо сказать, что установить техническую неисправность может только автотехническая экспертиза. Она назначается либо следствием, либо судом. Понятно, что в большинстве случаев она попросту не проводится.
Между тем только в 2010 году по результатам техосмотра не было допущено к эксплуатации более трех миллионов транспортных средств (это около 12 процентов от всего автотранспорта). А на дорогах выявлено еще два миллиона машин, которые не прошли техосмотр.
Стоит также отметить, что выпуск на линию касается не только автобусов или большегрузных автомобилей, но и такси, и даже гаражи служебных машин.