В ГАИ рассказали о лишении водителей прав за систематическое нарушение ПДД
Все оказалось довольно просто и понятно. Но тем не менее знать этот механизм полезно будет каждому водителю.
Напомним, что в первом чтении приняты поправки в Кодекс об административных правонарушениях. В них в том числе предлагается возродить балльную систему. То есть ответственность за систематическое нарушение правил дорожного движения. Для тех водителей, которые ездили еще по дорогам Советского Союза, эта норма - не новость. Даже тем, кто управлял автомобилем в 90-х, она знакома.
В СССР за каждое нарушение правил делали прокол в талоне нарушений. Три прокола - лишаешься прав на год. В 90-годах появилась система баллов. Каждое нарушение стоило определенного количества баллов. Они записывались во временное разрешение на управление. Тогда вместе с правами человек получал на руки и такую зеленую картонку. На ее обороте была карточка учета нарушений. В нее и заносились баллы. Набрал 15 баллов за год - год ходишь пешком.
Кстати, эту систему позаимствовали у нас и немцы. Они ввели у себя пункты. Набрал водитель 18 пунктов - лишился прав на год.
В рассматриваемом законопроекте предлагается начислять баллы, исходя из суммы штрафа. Берем штраф, делим его на сто, получаем количество баллов. Например, проезд на красный сигнал светофора - штраф тысяча рублей. Помимо этого водитель заработает и 10 баллов. Наберет 200 - останется без прав на год.
Но в советское время и в 90-х годах гаишники задерживали права за любое нарушение правил до уплаты штрафа. Сейчас за нарушения, за которые не предусмотрено лишение водительского удостоверения, их не задерживают. Каким образом будет работать этот механизм? Кто будет лишать прав злостного нарушителя?
Как рассказал корреспонденту "РГ" заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Владимир Кузин, прав будет лишать суд. А задерживать удостоверение до суда будет инспектор.
Механизм будет следующий. Набрали вы за 9 месяцев 190 баллов и проехали на красный сигнал светофора. Инспектор оформляет протокол о нарушении, одновременно запрашивает информацию по вашим правам. Получив ответ, что у вас уже накопилось 190 баллов, он переквалифицирует ваше нарушение по другой статье: за систематическое нарушение правил. Будет оформляться уже другой протокол, а также будут задержаны права. Далее уже суд будет принимать решение, лишать вас за это прав или нет.
Решение инспектора можно будет обжаловать в обычном порядке, то есть в течение 10 дней у руководителя подразделения. Равно как и решение мирового судьи - также в течение 10 дней.
Данные о количестве баллов будут заноситься только в электронную базу. Никаких специальных талонов водителю с собой возить не придется. По словам Кузина, еще в 90-х годах в двух регионах - Саратовской области и Краснодарском крае - уже работала собственная информационная система. И гаишники в этих регионах вели учет баллов водителей в электронном виде. Местным водителям талон нарушений даже не заполняли. И система работала нормально.
Но, напомним еще раз, тогда права задерживались за любое нарушение правил - до уплаты штрафа.
Также хочется упомянуть, что предложенный в первом чтении проект несовершенен. Получается, что за нарушение правил парковки в Москве водитель получит 30 баллов, а за проезд на красный свет - только 10. Согласитесь, опасность нарушения не соответствует тяжести наказания.
Также возникает вопрос и с фотовидеофиксацией. За нарушение отвечает не водитель, а собственник автомобиля. Насколько справедливо накладывать на собственника, который мог и не находится за рулем, еще и штрафные баллы?
Впрочем, автор законопроекта первый зампред думского Комитета по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков заявил, что ко второму чтению будут внесены поправки. Возможно, баллы будут прописаны только для определенных нарушений, которые действительно опасны для жизни и здоровья окружающих. Возможно, будет сделано исключение для фотовидеофиксации. Как балльная система будет выглядеть в конечном итоге, можно будет судить только после второго чтения законопроекта. А это произойдет не раньше июня.