Как пояснил министр окружающей среды Финляндии Вилле Ниинисте, почти все прибрежные страны эффективно снижают выбросы из так называемых точечных источников, то есть прекращают сбросы неочищенных сточных вод в Балтику. В Петербурге, например, с завершением строительства Главного канализационного коллектора, намеченным на октябрь нынешнего года, уровень очистки сточных вод превысит 98%, что соответствует лучшим мировым показателям. В то же время диффузные выбросы, то есть загрязнения вод в результате деятельности человека на суше и на море, практически не снижаются.
В этом случае большое значение приобретает изменение моделей производства и сельского хозяйства, с тем чтобы минимизировать воздействие на окружающую среду, в том числе обеспечить переработку навоза и птичьего помета в органические удобрения, не допускать вывоза их на поля в чистом виде, размывания дождями и талыми водами и попадания в водный бассейн Балтийского моря в конечном счете. Проект переработки птичьего помета в биогумус уже реализуется в Ленинградской области. Стимулом для хозяйств по увеличению объемов внесения на поля удобрений из переработанных органических отходов служит отпуск топлива на эти цели по льготным ценам. Также предусмотрено субсидирование сельхозпредприятий из регионального бюджета за внесение органических удобрений, приготовленных на основе куриного помета, при наличии сертификатов соответствия органических удобрений. Однако, по мнению генерального директора санкт-петербургской общественной организации "Экология и бизнес" Леонида Коровина, для кардинального решения проблемы необходимо разработать и утвердить технический регламент на использование и переработку навоза и птичьего помета.
Роль государства в данной ситуации сводится к созданию такой нормативной и правовой среды, "чтобы она смогла стимулировать бизнес на активную поддержку глобальных экологических инициатив". Участие в проектах, направленных на снижение негативного воздействия на природную среду, должно быть выгодно всем сторонам.
- У нас уже есть примеры такого взаимовыгодного партнерства государства и бизнес-структур, - подчеркнул министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской в ходе итогового пленарного заседания. - На форуме (саммит Балтийского моря, который прошел в Петербурге. - Прим. ред.) были представлены доклады по наиболее крупным и резонансным из реализованных проектов, среди которых итоги экологического мониторинга проекта "Северный поток", пилотная финансовая инициатива группы KfW совместно с Внешэкономбанком и, несомненно, уникальный опыт ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" по очистке сточных вод.
В настоящее время очистные сооружения строятся также в Калининграде, пуск запланирован на 2014 год. В Ленинградской области действует долгосрочная программа "Чистая вода", рассчитанная до 2017 года, к 2020 году планируется перейти на очистку всех стоков в Карелии. Для Невской губы проблема фосфатов в последние годы уже перестала быть актуальной, попадание фосфора в Финский залив через реку Луга снизилось в 100 раз. Однако экологи настаивают на том, чтобы на межгосударственном уровне был введен запрет на содержание фосфора в детергентах. Сейчас в Петербурге такое решение добровольно приняли уже три производителя моющих средств, однако Белоруссия и Казахстан пока отказываются поддержать эту инициативу.
Еще одним опасным фактором для состояния Балтики является судоходство. Число разливов топлива в последние годы сократилось, однако дизельное топливо представляет большую угрозу для флоры и фауны водоемов. Решение проблемы может быть кардинальным, но оно потребует от участников рынка значительных усилий и расходов.
Напомним, в 2015 году вступят в действие более строгие правила по Приложению VI к MARPOL в мировых зонах контроля выбросов (Emission Control Areas- ECA), согласно которым в топливе будет допускаться не более 0,1% серы. При этом эксперты прогнозируют, во-первых, увеличение зон EСА, в которые и так попадают до 90% всех гражданских судов. Во-вторых, с 2020-го мировые требования к содержанию серы будут применяться ко всем зонам вне ЕСА. В таких условиях наиболее привлекательным с точки зрения экономики и экологии становится сжиженный природный газ как бункировочное топливо.
- Любому владельцу судна принципиально знать, сколько он будет тратить на топливо, - рассказал начальник департамента внешнеэкономической деятельности "Газпрома" Павел Одеров. - Были выработаны определенные рекомендации, в каком диапазоне должна находиться цена на СПГ в качестве бункеровочного топлива. Будем думать. Но сегодня как такового рынка не сложилось, поэтому между потребителями и поставщиками должен произойти определенный диалог и должны сформироваться определенные механизмы.
Переход на СПГ не потребует от судовладельцев чрезмерных усилий. Двигатели на СПГ уже разработаны, и переоборудовать к 2015 году 250 судов, а к 2020 году тысячу вполне возможно.