В России может заработать новая схема финансирования инвестпроектов

Одним из перспективных механизмов финансирования инвестиционных проектов, для реализации которых привлекаются средства частных инвесторов, является TIF (Tax Increment Financing). В рамках этого механизма власти возвращают инвесторам средства, вложенные в реализацию проекта, за счет бюджетных поступлений, полученных от роста налогов в регионе.

ТIF планируется применять при реализации в России крупных инфраструктурных проектов (к примеру, при строительстве высокоскоростных железнодорожных магистралей) и проектов комплексного развития территорий, в том числе на Северном Кавказе, Дальнем Востоке, в Сибири и других регионах страны. TIF в течение многих лет успешно используется за рубежом для решения проблем стагнирующих регионов, а также для обеспечения их стабильности и экономического роста.

Основным препятствием для применения TIF в России является отсутствие нормативно-правового регулирования, позволяющего применять указанный механизм. В настоящее время подготовлены изменения в Федеральный закон "О концессионных соглашениях", которые позволят применять TIF при реализации концессионных соглашений. Вместе с тем открытым остается вопрос о возможности применения TIF в проектах, реализуемых в иных формах ГЧП.

Отличительной чертой применения TIF за рубежом является определение территории, развитие которой необходимо осуществить, - зоны TIF. Признается, что в зоне TIF должно осуществляться всестороннее развитие территории, строительство или реконструкция существующей инфраструктуры, возрождение заброшенных производственных объектов, создание и поддержка рабочей занятости, развитие промышленности и рынка услуг, а также иная деятельность, направленная на развитие региона. Особенностью действия механизма является и создание специальных организаций, которые управляют зоной TIF, а также фондов (бюджетов) зон TIF, которые позволяют накапливать суммы дополнительных налоговых поступлений, полученных в результате реализации проекта, финансировать проекты и организовывать учет налоговых поступлений с развиваемой территории.

В России для применения механизма TIF не предусматривается создание зон TIF, а также организаций, которые будут осуществлять управление такими зонами, и бюджетов зон TIF, в которые будут поступать средства, полученные от роста налогов на территории. Предполагается, что финансирование проектов с использованием данного механизма будет осуществляться за счет средств Инвестфонда РФ, затраты которого будут рассчитываться с учетом налоговых поступлений в федеральный бюджет. Будущие налоговые поступления региональных и местных бюджетов также смогут учитываться при планировании затрат фонда. Таким образом, TIF, который планируется имплементировать в российское законодательство, существенно отличается от действующего за рубежом сходного механизма финансирования проектов. Для введения механизма необходимо определить проекты, в которых может использоваться TIF, а также механизм расчета и обособления налоговых поступлений от реализации проектов.

Специфика применения TIF отличает порядок его применения в России по сравнению с другими зарубежными странами и в определенной мере ограничивает возможности, связанные с применением отдельных моделей механизма TIF. Так, в зарубежной практике эффективная реализация механизма TIF возможна за счет выпуска публичным образованием облигаций в целях привлечения средств частных инвесторов, исполнение обязательств по которым осуществляется за счет средств, поступающих от роста налогов на развиваемой территории. Действующий Бюджетный кодекс РФ не предусматривает возможность выпуска публичным образованием облигаций для финансирования инфраструктурных проектов, что дает применять в России отдельные модели TIF, которые успешно действуют за рубежом.

Российская концепция применения TIF в России предусматривает финансирование проектов за счет средств федерального инвестфонда, однако, принимая во внимание местный характер проектов по развитию территорий, целесообразно задействовать для их финансирования региональные инвестфонды, возможность создания которых была закреплена в недавно принятом Федеральном законе от 3 декабря 2012 г. N 244-ФЗ.

Зарубежная практика свидетельствует о том, что успешная реализация механизма TIF во многом зависит от создания специального нормативно-правового регулирования порядка его применения. Так, во многих штатах США либо приняты специальные акты, регулирующие порядок применения TIF (к примеру, Tax Increment Allocation Redevelopment Act of Illinois, Tax Incremental Finance Law for Cities and Villages of Wisconsin, Community Redevelopment Law of California и другие), либо соответствующие положения включены в кодексы о налогообложении (так, в штате Техас в США в Налоговый кодекс включен раздел, регулирующий порядок применения механизма TIF в данном штате (Tax Increment Financing Act of Texas Property Tax Code). Необходимо и в российском законодательстве закрепить положения, регулирующие порядок применения TIF, а также внести соответствующие изменения в действующие нормативные акты бюджетного и налогового законодательства, которые позволят эффективно применять данный механизм при реализации инвестпроектов.