Не секрет, что ГУП "Петербургский метрополитен" сейчас занят подготовкой конкурса для инвесторов - им предстоит построить вестибюли двух существующих станций - "Сенная площадь" и "Спасская". Пока еще не говорят даже о примерной стоимости проекта, сначала предстоит оценить весь объем будущих работ. Проект предполагает снос вестибюля "Сенной площади" и последующее строительство совмещенного выхода с "Сенной" и "Спасской" в торгово-развлекательном комплексе "ПИК-2", который появится рядом. Архитектурная концепция вестибюля "Сенной" пока не определена, однако известно, что на месте снесенного старого вестибюля появится воссозданный Успенский собор. К его строительству тоже собираются привлечь представителей бизнеса.
Проблема с нехваткой денег на создание вестибюлей для Петербурга не нова. Власти города еще несколько лет назад предложили "Петербургскому метрополитену" сэкономить на строительстве наземных вестибюлей, привлекая к этим проектам частных инвесторов. Предполагалось, что бюджетные деньги будут выделять только на строительство непосредственно подземной части, а инвесторам предлагали вложиться в строительство вестибюлей станций. Тогда не исключали, что здание со входом и выходом из метро может быть совмещено с какими-либо торговыми площадями или же инвестору разрешат построить рядом свой бизнес-центр, чтобы со временем "отбить" вложения. Градозащитники часто выступают против, считая коммерческие надстройки над вестибюлями ошибками. Однако аргументы "за" тоже приводятся веские - лучше отдать привлекательную площадь у метро одному инвестору для создания многофункционального торгового комплекса, чем позволить разрастись там зонам стихийной несанкционированной торговли.
Сами представители службы капитального строительства петербургского метрополитена не раз подчеркивали, что привлечение частных инвесторов, во-первых, поможет своевременно провести реконструкцию нуждающихся в ней объектов, устранить аварийность зданий. Во-вторых, появляется возможность усовершенствовать сам вестибюль: сделать его шире, поместить в нем дополнительные терминалы, кассы, сделать в целом больше места для пассажиров. Но основным плюсом для города является то, что эксплуатационные расходы по содержанию станций берет на себя бизнес. Это и поддержание фасадов в должном состоянии, и ремонт кровель, и содержание всего надстраиваемого здания. Город выступает как совладелец части принадлежащих ему помещений метро.
В качестве примера успешного осуществления схемы ГЧП применительно к строительству метрополитена часто в пример приводят Москву. Однако на международной выставке MIPIM в Каннах мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что регион не собирается принимать собственный закон о ГЧП. Это означает, что в его классическом воплощении контрактное ГЧП в Москве может быть реализовано только в форме концессионных соглашений. Петербург же может пойти по другому пути.
- Что касается строительства и эксплуатации самого метрополитена как объекта инфраструктуры, это допускается федеральным законодательством, однако сопряжено с колоссальными рисками и издержками, - пояснил "РБГ" эксперт петербургской Гильдии управляющих и девелоперов Денис Качкин. - Ведь необходимо помнить, что метрополитен является стратегическим объектом и передача его в частные руки, пусть даже для ограниченной эксплуатации, задача крайне сложная и опасная. Отдельно эксплуатация вестибюлей также не может быть структурирована в рамках концессии. Это юридически невозможно. Тем не менее мы часто сталкиваемся в своей практике с широким пониманием термина ГЧП, которым называют, в частности, инвестиционные отношения. И в этом случае сотрудничество публичного субъекта, метрополитена и частного партнера не только возможно, но и весьма успешно развивается.