Игорь Иртеньев, поэт:
Мне посчастливилось быть лично знакомым с Андреем Вознесенским, о жизни которого пишет "РГ".
Он, безусловно, был одаренным человеком, создававшим прекрасные стихи. Я испытываю чувство глубокой благодарности ему и считаю, что со смертью Вознесенского отечественная поэзия многое потеряла. Тем не менее я уверен, вопреки распространенному мнению, что поэтическое искусство живо и развивается до сих пор. Круг любителей поэзии, на мой взгляд, - это некая константа, которая не меняется в зависимости от ситуации в стране. Вспышки некоего "истерического" интереса к поэзии во времена, например, "оттепели", когда творчество поэтов заменяло чуть ли не государственные институты, - это было, скорее, исключением из правил. К тому же публика в то время не была искушена. Для нее отсутствовали как поэзия Серебряного века, так и творчество современных им серьезных поэтов, которых просто не печатали. Можно сказать, что аудитория, заполнявшая тогда "Лужники", была первозданной.
Сегодня тоже есть одаренные поэты. Но их мало кто знает по двум причинам. Во-первых, если бы у вас появилась возможность выйти на улицу 45 лет назад, не думаю, что подавляющее большинство назвало бы поэтов-современников, особенно молодых. Теперь их имена хорошо известны, поэтому нужно время. Во-вторых, я знаю, что сейчас появляется достаточное количество замечательных стихов, но они издаются очень малыми тиражами. Даже если бы у людей появилось желание приобщиться к лирике, они с трудом нашли бы что-то современное.
А вот что действительно поменялось, так это темы, затрагиваемые поэтами, и то, что некоторые начинают путать поэзию со стихосложением. В первом случае хотелось бы отметить, что новые идеи, как правило, - это некое разочарование и антиромантизм, противопоставляемый настроенности классических поэтов. Во втором - рифмы в наши дни используются везде: в мюзиклах, кино, на эстраде, но я бы не называл их стихами. В свое время для советской эстрады трудились много людей, чьи стихи вряд ли можно назвать выдающимися. Но даже их невозможно сопоставить с тем, что делается сегодня. Тогда существовали худсоветы, которые занимались не только идеологическими моментами, но также формой и содержанием. Теперь же один худсовет - это деньги.
Научить грамотному стихосложению, наверное, можно. Человек мало-мальски образованный, пожалуй, сможет после этого выдать какой-нибудь мадригал. Но невозможно ни в кого вложить духовную искру, отвечающую за глубину содержания. Это находится внутри человека. А еще я верю, что многое в жизни творческого человека зависит от судьбы. Ведь если мы посмотрим на многих талантливейших поэтов прошлого, у многих довольно трагическая жизнь. А таких людей и в наши дни достаточно.