Первый выпуск программы "Большой джаз" вышел в эфир 11 мая в 21.15. Проект делали долго и очень его ждали. Примерно так же, как в прошлом сезоне проект "Большой балет". Про каждый из них можно сказать: собственное детище канала, не заимствованное у зарубежных телепроизводителей. На оба проекта возлагались большие надежды. И если "Большой балет" уже в полной мере их оправдал (рейтинги подросли, интерес к балету возрос, имена молодых исполнителей стали широко известны), то "Большому джазу" - это только предстоит.
После первого выпуска "Большого джаза" ведущие телекритики, коллеги и просто зрители сошлись во мнении, что проект удался.
Например, наш автор и телеведущий Андрей Максимов на своей страничке в "Фэйсбуке" высказался так:
"Какая потрясающая программы "Большой джаз"! Горжусь за коллег!
Как все поразительно придумано! Удивительное жюри: в основном, люди, которых редко можно увидеть по телевизору. Чудесные ведущие! И, главное, конечно, это ж надо было придумать пригласить на российское телевидение оркестр с родины джаза - Нью-Орлеана - да еще во главе с таким обаятельным дирижером и трубачом. И, в результате, атмосфера какая удивительная! Я бы сказал: джазовая. В общем, молодцы!"
Но не успели все порадоваться, как уже 12 мая телесообщество потряс скандал. Один из членов жюри программы громко объявил об уходе с проекта. Напомню, что в жюри программы были заявлены такие профессионалы и ценители джаза, как Давид Голощекин, Ольга Ростропович, Аркадий Шилклопер, Алексей Козлов, Николай Левиновский, Игорь Бутман, Андрей Макаревич, Карен Шахназаров и Александр Филиппенко. В первой программе на судейских местах сидела первая четверка из приведенного выше списка. Оценки жюри были качественны и беспристрастны, в отличие от других телепроектов, которые вроде бы профессионалы судят, но захваливают участников так, словно им самим у них еще учиться и учиться. Но вот на следующий день после эфира Аркадий Шилклопер сделал у себя на страничке в том же "Фэйсбуке" запись, после которой начался "весь этот джаз": сказанным поделились 189 человек и 171 пользователь соцсети прокомментировал это. В частности, в записи Шиклопера говорилось (орфография и пунктуация сохранены):
"Программа "БОЛЬШОЙ ДЖАЗ" очень значимое и необходимое событие для российской музыкальной культуры! И я с энтузиазмом принял приглашение телеканала "Культура" войти в состав жюри конкурса, т.к. предполагал оценивать юных джазовых музыкантов не по степени узнаваемости и приближённости к "стандартному звучанию", а за индивидуальность, оригинальность, за свежий подход, но уважительное отношение к джазовым традициям, за собственные истории, рассказанные убедительно и правдоподобно...
К сожалению, дирекция программы "БОЛЬШОЙ ДЖАЗ" имеет на этот счёт свою позицию, в которой нашим молодым музыкантам предоставляется возможность показать себя, лишь, в одном качестве, в одной роли, в роли американских копий, практически на корню убивая тем самым креативность и самобытность талантливых творческих личностей!
Я, как Патриот Российской Культуры, с такой позицией "Большого Совета" телеканала не согласен!!!" И далее:
"Я отказался от дальнейшего участия в жюри, т.к. не желаю участвовать в тиражировании и клонировании американских копий и в "убийстве" собственных корней!!!"
Канал "Культура" отреагировал на заявление, распространив 13 мая официальное заявление. Приводим выдержки из него:
"Аркадий Шилклопер принял участие в записи трех программ "Большого джаза", после чего на предложение создателей проекта исполнить номер с Новоорлеанским джазовым оркестром поставил ультиматум, что либо это будет номер на его собственную композицию "Кобра", либо он покидает состав жюри. К сожалению, композиция "Кобра", некогда блистательно исполненная Шилклопером с немецким джазовым оркестром WDR BIG BAND, не соответствовала формату программы. Но даже если бы она соответствовала, то факт шантажа со стороны Аркадия не мог быть проигнорирован. Также не может быть проигнорировано и последовавшее обвинение в отказе от "русских корней" в "Большом джазе".
Дело в том, что наш проект был придуман для того, чтобы дать дорогу талантливым российским музыкантам и сделать джаз привлекательным для широкой телевизионной аудитории. Одна из программ "Большого джаза" целиком и полностью построена на отечественном материале и отдает дань уважения, как мастерам советского джаза, так и современным музыкантам.
Так уж вышло, что джаз родился в США, а формат любого музыкального конкурса предполагает умение конкурсантов исполнять классические номера, а уже потом способность показать собственный взгляд на музыку. Странно, что Аркадий Шилклопер об этом забыл. Особенно странно это выглядит, если принять во внимание, что Аркадий Шилклопер до начала проекта был ознакомлен абсолютно со всеми музыкальными композициями, которые исполняют в эфире конкурсанты, хорошо понимал формат и именно поэтому согласился стать членом жюри…. Создатели программы вынуждены констатировать, что Аркадий Шилклопер не оправдал тех надежд, которые на него возлагались - ни в плане судейских качеств, ни в плане человеческих".
В итоге было принято решение заменить в жюри конкурса "Большой джаз" Аркадия Шилклопера на Николая Левиновского. Композитор, пианист, музыковед, руководитель собственного джазового оркестра Левиновский хорошо известен в музыкальном мире. Начиная с четвертой программы, он будет судить мастерство участников "Большого джаза".
Однако, самое главное, чтобы все эти взаимоотношения не повлияли на выступления молодых музыкантов. Джазовая импровизация, как известно, предполагает расслабленность. А она возможна только в доброй и дружеской атмосфере. Надеемся, что такая и будет в дальнейшем присутствовать в проекте.