Туристический рынок сегодня непрозрачен, признают эксперты. О том, как не ошибиться при выборе туркомпании при планировании отдыха, шла речь на Международном туристическом форуме в турецком Белеке. Сами руководители компаний признают, что из документов, подтверждающих их финансовую состоятельность, они могут предъявить лишь договор на аренду занимаемого помещения.
- Туристические агентства сегодня не лицензируются, не сертифицируются, никаких фингарантий у них нет, - рассказал журналистам генеральный директор "НТК Интурист" Виктор Тополкараев. Он полагает, что прежде всего нужно внимательно изучать договор по турпродукту. Соглашаться на "типовой договор" эксперты туристического рынка не советуют. Наоборот, настоятельно рекомендуют, чтобы в вашем документе были обязательно прописаны все условия вашего пребывания за границей: вид из окна, песок на пляже, наличие халата и тапочек в номере. Турист имеет право указать в договоре все свои пожелания. Другой вопрос, что туроператор не всегда может их удовлетворить. "Но по крайней мере какие-то из условий клиента будут учтены в окончательном документе, - полагает Тополкараев.
И главное, на что советуют обращать внимание при покупке тура, это его цена. Если она ниже стоимости авиаперелета, стоит серьезно задуматься о качестве предлагаемого продукта, советуют эксперты. Представители компаний выступают за регулирование турагентской деятельности. Ведь сегодня до сих пор не ведется так называемый "черный список" неблагонадежных турагентств.
Такой список вряд ли может появиться в реальности, считают представители турбизнеса. "Это невозможно, так как компании постоянно будут кивать друг на друга. Также есть вероятность, что мелкие турфирмы таким образом будут выживать с рынка", - считает гендиректор одного из давно работающих на рынке туристических агентств "Де Арт" Дмитрий Дериенко.
Сейчас ряд крупных туркомпаний приступили к созданию технического ресурса, позволяющего туристу по номеру своего договора контролировать статус своих документов. В следующем году он может появиться на сайте "НТК Интурист".
Банкротства турфирм в этом сезоне ожидать не стоит, заверяют эксперты туриндустрии. В прошлом году в России после банкротств ряда турфирм были ужесточены нормы законодательства, регулирующего туристическую деятельность. В мае 2012 года власти приняли поправки, по которым страховые лимиты для туроператоров были значительно увеличены: крупные компании с выручкой более 250 млн рублей должны иметь фингарантии на сумму 100 млн рублей, более мелкие фирмы должны застраховать ответственность на 30 млн рублей.
Однако представители турбизнеса считают это недостаточным и инициируют внесение новых поправок к Закону "Об основах туристской деятельности в РФ", считая, что его концепция давно устарела. "Он регулирует только деятельность туроператоров, - отмечает Виктор Тополкараев. - При этом не учитывается, что весь контакт с туристами идет через турагентства. В результате очень часто получается, что последним приходится отвечать за ошибки туроператоров или наоборот. Необходимо четко расписать зоны ответственности каждой стороны".
Пока поправки готовятся, отдых дорожает. Цены к сезону-2013 вновь взлетят в среднем до 20%. По наблюдениям Дмитрия Дериенко, в этом сезоне больше всего подорожали курорты Испании, в среднем десять дней в Коста-Браво на двоих обойдется уже в 80 тысяч рублей, а не в 60 тысяч рублей, как в прошлом году. Подскочили в цене и туры на Кипр, которые, как ни странно, подогрели последние события с банковским кризисом.
Цены повышают и отели. Так, турецкие отельеры собираются в этом году поднять цены в среднем на 20-30%. Во многом это связано с тем, что многие туроператоры в этом сезоне не будут увеличивать объемы пакетных туров по Египту. Хотя сейчас при желании можно найти предложения отдохнуть неделю на Красном море даже за 4 тысячи рублей.
Для россиян главным стоп-фактором при выборе курортов Испании, Италии, Франции и других европейских стран являются визовые проблемы. На этом фоне очень выгодно для желающих отдохнуть по-европейски выглядит Турция, которая, по данным Ростуризма, в прошлом году заняла первую строчку топ-50 стран, где отдохнули наши сограждане. В 2012 году здесь побывало более 2,5 миллиона туристов из нашей страны.
В этом сезоне, по оценке экспертов, примерно на 40% изменились предложения по направлениям в Турции. Основная причина - проходящая реконструкция в большинстве отелей. По признанию местных отельеров, каждые два-три года необходимо частичное или комплексное обновление номерного фонда. Так, в этом году во многих из них будет проведен капремонт в санузлах, ванные решено заменить на душевые кабины. К примеру, по словам менеджера отелей "Лимак" Марии Унутканлар, такие преобразования коснутся 40-60% стандартных номеров их сети.
Другая тенденция этого сезона - переход на систему "ультра все включено". В основном это касается бесплатного предложения туристам импортных спиртных напитков. В одном из новых отелей Белека Maxx Royal, по словам менеджера по продажам Тарыка Ялчика, в систему "ультра" входят не только брендовые спиртные напитки, но и швейцарское мороженое "Мовенпик". В отеле Limak Atlantis это 24-часовой доступ к богатому ассортименту напитков и блюд от шеф-повара. Причем, как правило, такое предложение автоматически включается в стоимость путевки, к примеру, в Arkadia система "ультра все включено" начинает работать каждый год с 1 апреля по 31 декабря.
Для турецких курортов неизменным остается ориентированность на семейный отдых. Для детей в большинстве отелей предусмотрены не только бесплатные развлекательные программы и ежегодное проведение специальных фестивалей, но и специальное заказное меню и даже бесплатное предоставление колясок. Наиболее выгодным в этом сезоне является предложение тура "мать и дитя", так как ряд отелей предлагает хорошие скидки на ребенка, а некоторые готовы принять гостей до 12 лет бесплатно.
Этот сезон, как отметили эксперты, не готовит больших сюрпризов. Летом 2013 года лидерами по притоку туристов, по данным одной из туркомпаний, по сравнению с прошлым годом станут Анталия (+410%), Мармарис (+138%), Италия (+63%) и Болгария (+58%).