В Киргизии запретили праворульные автомобили

В Киргизии (КР) запретили использовать в сфере коммерческих перевозок пассажиров машины с правым рулем. Соответствующие поправки в закон "Об автомобильном транспорте" приняты парламентом республики.

Разработчики законопроекта хотели ограничить ввоз в страну праворульного транспорта, но выяснилось, что республика не сможет пойти на этот шаг, поскольку данная мера противоречит требованиям Всемирной торговой организации, членом которой Киргизия является.

- Пока никто не будет запрещать ввоз праворульных автомобилей в страну. Но ситуация может измениться после вступления Киргизии в Таможенный союз. Законодательные нормы, регулирующие импорт машин, придется пересмотреть с учетом требований интеграционного объединения. А сегодня мы просим не использовать праворульный транспорт для перевозки пассажиров в коммерческих целях, потому что в местных условиях он создает угрозу при высадке и посадке людей на дорогах, - говорит один из авторов поправок, депутат Нарынбек Молдобаев.

С ним согласны и в дорожно-патрульной службе (ДПС) МВД КР. По ее данным, 40 процентов всего автопарка республики - праворульные машины. Из 1240 дорожно-транспортных происшествий, зарегистрированных с начала 2013 года, причиной 227 стали такие автомобили.

- То, что сделали депутаты, надо было сделать давно. Введенный запрет в первую очередь касается праворульных такси. Их водители подвергают пассажиров серьезной опасности, высаживая людей со стороны проезжей части. Кроме того, светотехника у таких автомобилей отрегулирована с учетом расположения руля. А разметки на наших магистралях рассчитаны на транспорт с левым рулем управления. Но наиболее серьезную опасность "праворульки" создают на горных дорогах, когда идут на обгон, - сообщил "РГ" начальник управления ДПС МВД КР Мирлан Асаналиев.

Между тем, доводы депутатов и сотрудников ДПС не устраивают городские службы такси, чьи автопарки более чем на 50 процентов состоят из автомобилей с правым рулем. Владельцы последних проводят сбор подписей против утвержденных парламентариями изменений.

В компаниях-перевозчиках считают, что "наезд на правых", - это не что иное, как попытка бизнесменов, занимающихся ввозом авто в республику, лоббировать свои интересы.

- В Киргизии весьма популярны праворульные "хонды". Водителей устраивает их качество и цена. А что касается опасности для пассажиров, то, на мой взгляд, это неправда. К примеру, в нашей компании, которая уже более 10 лет оказывает услуги по перевозке, не было ни одного несчастного случая из-за того, что машина праворульная. В конце концов, в машине несколько мест, можно сесть так, чтобы удобно было выходить, да и водители паркуются так, что клиенты могут свободно выйти, не опасаясь проезжающего транспорта, - говорит главный инженер одной из служб такси Идрис Курбатов.

- Запрет на использование праворульных японских автомобилей выгоден лишь крупным перегонщикам машин из Литвы. Я думаю, никто не станет отрицать, что авто японской сборки, как правило, имеет лучшее техническое состояние, чем "европейка" того же года выпуска. И стоит оно дешевле. Благодаря таким машинам многие киргизстанцы зарабатывают себе на кусок хлеба. При этом все они покупают патенты на осуществление такой деятельности, что приносит дополнительный доход в госбюджет. Разве от подобных запретов рядовому киргизстанцу станет легче жить? - задается вопросом политолог Марат Исмаилов.

Так или иначе, но поправки в закон парламент утвердил. Теперь слово за президентом, который должен своей подписью либо одобрить запрет на перевозку пассажиров в праворульных автомобилях, либо вернуть поправки депутатам со своими возражениями.

Мнение

Жанторо Сатыбалдиев, премьер-министр КР:

- В Киргизии 95 процентов грузовых и 97 процентов пассажирских перевозок осуществляются автотранспортом. В настоящее время республика занимает ведущее место по количеству как ДТП, так и пострадавших и погибших на дорогах. Согласно существующему закону, в республике разрешается ездить на транспортных средствах с левым рулем. А если ввозятся автомобили с правым рулем, значит, нарушаются законы и за это кто-то должен отвечать. Правительство или парламент должны принять постановления, чтобы с того или иного дня владельцам праворульных машин не выплачивали страховку в случае ДТП. Иначе придется пересмотреть действующие на настоящий момент в республике правила дорожного движения.