16.05.2013 04:56
Поделиться

"РГ" узнала, что предпринято для спасения ПОЭЗ в Хабаровском крае

Через три года после начала работы по формированию портовой особой экономической зоны "Советская Гавань" региональное правительство представило властям страны заявку на расширение ПОЭЗ. В нее теперь предполагается включить территории Ванинского морского порта.

Без этого шага на зоне, которую давно провозгласили важнейшей точкой роста Хабаровского края, можно было бы ставить крест. По закону, если в течение трех лет после принятия постановления о создании ОЭЗ не появилось ни одного резидента, зона закрывается. Как бы это отразилось на имидже края - можно только догадываться.

Терпение резидента

Напомним, в 2008 году в общероссийском конкурсе на право формирования портовых ОЭЗ победили три заявки из 20 поданных: две зоны аэропортового типа в Красноярске и Ульяновске и одна - морского - в Советской Гавани.

В конце 2009-го правительство страны приняло соответствующее постановление: предполагалось, что в Совгавани будет создана зона площадью до 2,9 квадратного километра, включая часть территории морского порта, с возможностью последующего увеличения территории до 4,5 квадратного километра. Кстати, изначально обсуждалось и появление ОЭЗ на базе порта Ванино. Но минэкономразвития России рекомендовало выбрать именно Советскую Гавань - в надежде, что это позволит реанимировать на ее территории судоремонтную отрасль и развить переработку биоресурсов.

Дальше дело застопорилось. Затягиванию процесса способствовал наступивший экономический кризис. Бюджетное финансирование новых проектов, к которым относилась и "Советская Гавань", было заморожено.

Нельзя сказать, что идею совсем похоронили. После принятия правительством РФ решения о создании ПОЭЗ и заключения соглашения между минэкономразвития России, правительством Хабаровского края и администрацией Совгаванского района началась активная и где-то даже вдохновенная работа. До сих пор на интернет-сайте района жива страничка, на которой обозначены двадцать компаний - потенциальных резидентов. Правда, в реальных они так и не превратились.

- Часть из этих двадцати заявок невозможно было рассматривать всерьез - слишком мизерными финансовыми средствами располагали подавшие их предприятия, - приоткрывает завесу заместитель министра экономического развития и внешних связей края - начальник управления по координации развития особых экономических зон и комплексных проектов Валентина Григорьева. - Но были и настоящие. Они, впрочем, и остались. Эти компании на протяжении почти трех последних лет настойчиво добиваются присвоения статуса резидента.

Не то чтобы потенциальным инвесторам отказывали. Документы, поданные в министерство экономического развития РФ, изучали, затем по нескольку раз возвращали обратно с замечаниями. Процесс рассмотрения занимает месяцы, на исправления порой уходит не меньше времени. Два крупнейших потенциальных резидента проявляют чудеса долготерпения и веры в будущее зоны.

Инфраструктуры нет

В Хабаровском крае убеждены, что очень многое зависит от управляющей компании. Эксперты не скрывают - при лучшей координации действий между московскими управленцами и региональными властями такого торможения можно было избежать. Сейчас большие надежды возлагают на принятые в начале года изменения в федеральном законе - краю разрешено создать свою собственную УК. Разумеется, с участием в ней ОАО "Особые экономические зоны".

Кроме управленческих проблем, на пути развития зоны стоят узкие места БАМа. На подходах к ПОЭЗ крайне неразвита вся железнодорожная инфраструктура, а от станции Совгавань-город до мыса Муравьева (конечной точки зоны) магистраль отсутствует вообще.

- Инвесторы не будут вкладывать деньги, не имея гарантии, что груз к ним приедет, - предупреждал в первые же годы формирования зоны генеральный директор компании - потенциального резидента "Советской Гавани" Дмитрий Масловский.

За 49 лет объединенная ПОЭЗ, по прогнозам, привлечет более 210 миллиардов рублей частных инвестиций

Необходим БАМ-2 - проект подразумевает строительство на однопутной магистрали второго пути и его полную электрификацию. Эти мероприятия сегодня оценивают в гигантскую сумму - триллион рублей. Вот и получается, что строительство портовых терминалов, которое ведут здесь крупные компании, опережает модернизацию железной дороги.

Но и это еще не все проблемы, отпугивающие инвесторов.

- Например, судоремонтные заводы в Советской Гавани (вернее, то, что от них осталось) находятся в частной собственности. Южнокорейские инвесторы выразили желание развивать на их базе производство. Они провели большую подготовительную работу, в эти мероприятия вложили немалые средства, а дело ничем не закончилось, - рассказывает Валентина Григорьева. - Собственники заломили цену. Правительство края вмешиваться в отношения двух хозяйствующих субъектов не может. Так и осталась пока нереализованной идея восстановления исторически сложившейся в Совгавани судоремонтной отрасли.

Плюс Ванино

Впрочем, кое-что для развития зоны уже предпринято. Завершено сооружение на БАМе Кузнецовского тоннеля, одного из глобальнейших инвестиционных проектов железнодорожников. Тем самым сделан первый шаг расшивки узкого места, которое сдерживало развитие грузоперевозок по направлению к морским портам Ванино и Советская Гавань. За счет бюджетных средств спроектировано строительство двух водоводов и автодорог к мысам Марии и Муравьева. Возводят угольную ТЭЦ мощностью 120 МВт. Вложено так много средств, что было бы странно, если б идею первой в России ПОЭЗ не попытались спасти. Ведь, как поспешили заявить некоторые эксперты, возможное закрытие портовой зоны стало бы инвестиционным провалом для Хабаровского края и даже лишило бы краевой центр статуса дальневосточной столицы.

Власти региона приняли решение о расширении зоны за счет включения в нее участков морского порта Ванино (он находится на 40 километров севернее Совгавани).

- В целом Ванино - Советско-Гаванский транспортно-промышленный узел предполагает увеличение объема переработки грузов с нынешних десяти миллионов тонн до 125 к 2025 году. В правительстве края его рассматривают как зону опережающего экономического роста, - говорит врио губернатора Хабаровского края Вячеслав Шпорт.

К этой зоне тяготеют и другие субъекты ДФО, утверждают эксперты. Здесь могут быть реализованы межрегиональные инвестиционные проекты. Амурская область, Якутия, Хабаровский край, Еврейская область, даже Кузбасс - регионы, которым необходимо поставлять сырье на экспорт, заинтересованы в развитии зоны.

Планы строят на всех направлениях.

- Есть возможность размещения в районе Ванино - Советской Гавани газохимических предприятий и строительства газопроводаотвода, - считает краевой министр экономического развития и внешних связей Виктор Калашников.

Рыбоперерабатывающим заводам предлагают объединиться в отраслевой кластер, уже выбрано место в бухте Лососина. Рассматривают и возможность строительства в Советской Гавани холодильника на 20 тысяч тонн.

За 49 лет объединенная ПОЭЗ, по прогнозам, привлечет более 210 миллиардов рублей частных инвестиций. Разумеется, если начнет работать. Несмотря на сомнения скептиков, в правительстве Хабаровского края в это верят. Ожидается, что решение правительства РФ о расширении зоны будет принято уже в ближайшее время. А затем, после синхронизации планов инвесторов с планами органов управления ПОЭЗ, начнется подготовка проектной документации по обустройству режимной территории зоны.

- С 2014-го будет введена в действие инфраструктура портовых терминалов по перевалке грузов самой разной номенклатуры, - говорит Валентина Григорьева. - Потенциальные резиденты, которые их строят, заключили договоры аренды земельных участков и обязаны уложиться в нормативные сроки проектирования и строительства. Иначе штрафные санкции многократно превысят арендную плату.

Когда компании выполнят свои обязательства, им понадобится льготный таможенный режим ПОЭЗ. То есть - выполнение обязательств государством.

Мнение

Вадим Заусаев, профессор, директор Дальневосточного института рынка:

- Формирование особых экономических зон - любого типа - на Дальнем Востоке объективно необходимо. Иначе развитие региона будет продолжаться исключительно по принципу - добыть сырье и вывезти его за пределы округа. Но в отношении ПОЭЗ "Советская Гавань" не сделано, на мой взгляд, главное - не проведено научное обоснование проекта. Не были рассмотрены все объективные предпосылки создания этой зоны, не обозначены факторы, способные раскрыть потенциал территории и сгладить слабые стороны задуманного. Можно сказать - заявка формировалась второпях. К сожалению, не будет преувеличением заявить, что идея этой ПОЭЗ во многом себя дискредитировала.