Всего в стране на должности членов избирательных комиссий было подано 1,404 миллиона заявок. После окончания формирования участковых избирательных комиссий обеспечение законности и прозрачности процедуры выборов различного уровня возложено на плечи свыше 830 тысяч человек, еще около полумиллиона составляет кадровый резерв избиркомов.
Согласно избирательному законодательству РФ, при включении в избирательные комиссии приоритет имеют партии, представленные в Государственной думе РФ и региональных парламентах. Из непарламентских партий самое большее количество представителей вошло в участковые избирательные комиссии от партии "Яблоко" - 76 процентов представленных кандидатов. По 72 процента кандидатов вошло в состав избиркомов от "Патриотов России" и "Партии пенсионеров". Однако есть и такие партии, у которых зарегистрировано 100 процентов кандидатов. Например, "Казачья партия России", которая представила всего пять кандидатур.
В ближайшие пять лет члены избирательных комиссий защищены от уголовного и административного преследования - это может быть сделано только с разрешения руководителя регионального следственного управления Следственного комитета РФ или прокурора субъекта Федерации. На этот же срок они гарантированы от увольнения. Как пояснил зампред ЦИК, это делается для обеспечения "нормальной и спокойной работы" избирательных комиссий, минимизации стороннего давлении на их сотрудников.
Основной сложностью, по мнению Ивлева, как для граждан, так и для работы территориальных и участковых избирательных комиссий в будущем станет, как ни странно это звучит, свобода выбора. В настоящее время в России зарегистрировано 70 политических партий, 45 из них уже имеют право принимать участие в выборах. Согласно действующему законодательству, для этого необходимо не только провести учредительный съезд, избрать руководящие органы и утвердить устав, но и создать отделения как минимум в половине регионов страны. За ближайшие три года эти процедуры - при наличии соответствующих ресурсов - могут провести сколь угодно политических партий.
- Мы смоделировали возможный избирательный бюллетень, взяв за основу список из 50 партий, - рассказал Ивлев. - Если учесть, что для каждой из них необходимо разместить наименование, эмблему, а также 10 фамилий из общефедерального и три из регионального партийного списка, а также наименование выборов и правила заполнения бюллетеня, то у нас получился бюллетень длиной в 197 сантиметров.
Трудозатраты на обработку такой "простыни" тоже возрастают многократно. Потребуются, например, более просторные помещения для голосования: по закону все партии-участники имеют право разместить на участках для голосования своих наблюдателей, а также ввести в комиссию члена от партии с правом совещательного голоса. То есть теоретически на каждом участке может оказаться более 100 человек одновременно. Потребуются и дополнительные урны для голосования, которые будут заполняться слишком быстро, а трудозатраты на подсчет голосов вырастут вообще в геометрической прогрессии, поскольку придется внимательно следить за тем, чтобы голоса "Партии женщин", к примеру, не были отданы "Женской партии".