"РГ" оценила состояние весенних дорог в Сибири
Глубина падения
"Хуже еще не было" - к такому выводу приходят сегодня омские автомобилисты. Этой весной многие из них прокладывают свой маршрут движения по городу не по принципу кратчайшего пути или ситуации с пробками, а исходя из состояния асфальта. Мало кто хочет уродовать автомобили, лавируя между ямами, например, на проспекте Королева, предпочитая выезжать на Красный Путь. И создавать новые пробки.
По данным правозащитников, в этом году омичи стали значительно чаще обращаться к ним с вопросом: "Можно ли получить возмещение, если автомобиль пострадал от дорожных ям?"
- Да. По закону, если выбоина имеет размер больше, чем 60 х 15 х 5 сантиметров, то деньги за повреждения можно отсудить у организации, обсуживающей дорогу, - говорит председатель одного из обществ по защите прав потребителей.
Ямы на многих омских улицах сегодня выглядят куда шире и глубже. Но какой смысл судиться из-за одной ямы, если за поворотом ждет следующая? Гораздо эффективнее добиваться восстановления дорожного полотна. Но это, как показывает практика, дело нелегкое.
Например, на то, чтобы заставить отремонтировать разрушенную дорогу по улице 2-й Производственной, жильцы окрестных домов потратили три года. Пришлось собирать подписи родителей, учителей, воспитателей школы и детского сада, расположенных рядом, и даже снять жуткий видеоролик. Лед, наконец, тронулся, когда почти потерявшие надежду омичи обратились в "РГ" - на днях специалисты регио-нального министерства строительства, транспорта и ЖКК сообщили нам, что злосчастную дорогу в этом году все же отремонтируют. В подтверждение этих намерений строители уже засыпали ямы гравием.
По официальным данным, на ремонт дорог в Омской области в этом году потратят почти пять миллиардов рублей. Это на четверть больше, чем в прошлом году. Впрочем, закатать деньги в асфальт сегодня не проблема - с этим омские ДРСУ с успехом справляются каждый год. Важно, чтобы дороги, отремонтированные сейчас, к следующей весне снова не развалились.
Судя по всему, в мэрии Омска наконец-то это поняли. Недавно градоначальник Вячеслав Двораковский принял решение о создании в структуре департамента городского хозяйства отдела контроля над сохранностью автомобильных дорог.
- Новая структура призвана обеспечить соблюдение всех нормативных требований при их ремонте. Еще одна задача - следить за исполнением подрядчиками гарантийных обязательств. А в случае если дорога не отслужит установленный срок, требовать восстановления полотна за их счет, - сообщили в ведомстве.
Работы в этом году предстоит немало. Так, 1,3 миллиарда рублей будет направлено на содержание и капитальный ремонт региональных дорог. Еще 1,7 миллиарда пойдет на строительство и реконструкцию. На государственную поддержку в размере 201 миллиона рублей могут рассчитывать предприятия, занимающиеся дорожной деятельностью. Эти деньги предназначены на покупку новой техники и оборудования, - сообщили в региональном правительстве.
Почти треть всех средств фонда - 1,6 миллиарда рублей - будет поделена между муниципальными районами и областным центром. Добрую половину "заберет" Омск. Деньги потратят на возведение окружной дороги, путепроводов на 21-й Амурской и по улице Торговой, развязки на Гагарина-Щербанева, а также на ремонт дворовых территорий и проездов к многоэтажкам.
Вырезали и забыли
В Кемеровской области ситуация не лучше - после весенней распутицы многие местные дороги стали напоминать полигон после испытаний противотанковых мин. Самые запущенные дороги, по отзывам автомобилистов, в Белове. Двигаться по проезжей части там попросту невозможно. Почти то же самое - в Новокузнецке, дороги которого не первый год требуют не ямочного, а капитального ремонта. Но денег на него нет, поэтому в ход идут новые технологии вроде ямочного ремонта с использованием литого асфальта. Выдержат ли они испытание зимой - покажет время.
В столице региона - Кемерове - ситуация с дорогами чуть лучше, чем в других городах. Но разбитые дороги с глубокими ямами и колдобинами встречаются во всех без исключения районах областного центра. Перед майскими праздниками кемеровская Госавтоинспекция проверила содержание дорог областного центра. Итоги неутешительны: за пару дней инспекторы выявили более тридцати недостатков улично-дорожной сети города, в том числе связанных с ямами и выбоинами.
Соответствующие предписания были направлены в управление дорожного хозяйства и благоустройства города, и как только дороги подсохли, в Кемерове начались ремонтные работы. Однако это не прибавило радости автомобилистам, так как вырезанные в асфальте ямы, подготовленные дорожными рабочими к ремонту, создавали более серьезные помехи для движения, чем сами ямы. Более того, некоторые участки дорог, где были вырезаны ямы, не обозначили соответствующими дорожными знаками. Поэтому за несвоевременное восстановление дорожного полотна к административной ответственности было привлечено руководство "Кузбассдорстроя".
Повторный ремонт
В Новосибирске специалисты обследовали почти три миллиона квадратных метров дорог, или семьдесят процентов, находящихся на гарантии после капитального ремонта. На них выявлено около шести тысяч квадратных метров дефектов покрытия. Как отметила начальник отдела строительного контроля муниципального управления дорожного строительства Татьяна Ананьева, предписания для проведения гарантийного ремонта выданы по улицам Фабричной, Фрунзе, Титова, Серафимовича, Зорге, Большой, Петухова, Гоголя, Нарымской, Приморской, Каменской, Северному проезду, Бердскому шоссе, дамбам Октябрьского и Димитровского мостов и другим.
Новосибирские автомобилисты смогли бы продолжить этот список. В нем "почетное" место мог бы занять и участок дороги на улице Бориса Богаткова - от улицы Пролетарской до улицы Гаранина. После каждой зимы он превращается в полосу препятствий для водителей, и каждое лето его ремонтируют, а в прошлом году - и не раз. Объехать все выбоины и ямы способны только люди с крепкими нервами. О какой безопасности пассажиров может идти речь, когда автобусы и троллейбусы вынуждены "скакать" по ямам?
- Проведение гарантийного ремонта дорог является обязанностью подрядных организаций в рамках исполнения заключенных с ними муниципальных контрактов. Они восстанавливают разрушенные участки за свои средства разными технологическими способами, - говорит Ананьева.
В управлении уточнили, что, в зависимости от вида ремонта, установлен гарантийный срок. Так, для дороги в один слой асфальтобетонного покрытия "гарантийка" составляет три года, для двухслойного покрытия - пять лет. Всего в этом году будет проведен мониторинг более двухсот участков дорог, отремонтированных в период с 2009 по 2012 годы.
Специалисты лаборатории "Контроль качества дорожных одежд и земляного полотна" Сибирского государственного университета путей сообщения отмечают, что в числе причин разрушений на отремонтированной поверхности - перепады температур, вызывающие продольные и поперечные трещины, а также отсутствие ливневых канализаций на некоторых улицах. Вокруг колодцев в швы попадает вода, которая весной при низких температурах замерзает и негативно воздействует на асфальтобетон.
Другая причина разрушений вокруг колодцев - неравномерное уплотнение асфальтобетонного покрытия, которое разрушается при движении тяжеловесного транспорта. Правда, это слабое утешение для водителей, которые справедливо замечают, что есть участки дорог, где по два-три года асфальт лежит как новый, а значит, есть и компании, которые умеют добросовестно работать. К примеру, долгое время улица Степная, в районе площади Станиславского и улицы Римского-Корсакова, была ужасной - торчащая арматура и полуразрушенные плиты. На такой дороге, как говорят автомобилисты, рискуешь не только сломать что-нибудь в автомобильной подвеске, но и разрезать покрышку. Сейчас проблема решена.
Всего в текущем году в Новосибирске планируется отремонтировать пятьсот тысяч квадратных метров дорожного полотна. На эти цели, по данным мэра Новосибирска Владимира Городецкого, будет выделено четыреста миллионов рублей. Весной будет сделан ремонт на площади 75 тысяч квадратных метров. Там, где необходим ямочный ремонт.
Однако, по оценке специалистов, в Новосибирске необходимо ежегодно ремонтировать не менее одного миллиона квадратных метров дорожного покрытия, чтобы дороги действительно оправдывали свое название.
Кстати
В этом году омские дорожники намерены продолжить эксперимент с использованием золошлаковых отходов при строительстве магистралей. Этот способ не только удешевит работы, но и избавит местные ТЭЦ от части накопившихся отходов, общий вес которых перевалил за шестьдесят миллионов тонн. Проект реализуется в рамках государственно-частного партнерства регионального правительства и Омского филиала ТГК-11.