"Сегодня пробелы законодательства приводят к отсутствию санкций для кредитных организаций, не исполняющих нормы о применении контрольно-кассовой техники (ККТ). Подобное положение дел послужило причиной массовых правонарушений в области применения ККТ, которые совершаются не только кредитными организациями, но и иными недобросовестными хозяйствующими субъектами, имеющими на обслуживании банкоматы и платежные терминалы. Принятый законопроект направлен на исправление существующих пробелов, он устраняет различные способы обналичивания средств и обеспечивает исполнение кредитными организациями требований Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", - поясняет Денис Скрябин, юрист Московской коллегии адвокатов "Князев и партнеры".
Основной миссией законопроекта является устранение ненужных функций Банка России по контролю за порядком совершения кредитными организациями кассовых операций при осуществлении расчетов наличными или с использованием платежных карт. А также уточнение порядка применения в составе платежных терминалов ККТ платежными агентами, банковскими платежными агентами и субагентами, не являющимися кредитными организациями. Претензия к документу, из-за которой он был отклонен, состояла в том, что вносимым изменением в закон уточняется понятие "банкомат", обязательной функцией которого по законопроекту должна являться выдача клиентам банкнот с использованием платежных карт. В то же время огромное количество банкоматов, используемых кредитными организациями, не имеют функции выдачи денег, но они позволяют проводить операции по счетам клиентов.
"Основные изменения, которые несет законопроект, это законодательно закрепленное понятие банкомата, которое до этого отсутствовало в нормативно-правовых актах федерального значения. Документ уточняет случаи, когда кредитным организациям запрещено осуществлять банковские операции без применения ККТ, им прописываются дополнительные требования к самой контрольно-кассовой технике", - говорит Денис Скрябин. Оборудование всех без исключения банкоматов ККТ обошлось бы банкам слишком дорого. Последняя редакция закона устанавливает освобождение кредитных организаций от применения контрольно-кассовой техники в составе банкоматов, за исключением трех случаев:
- осуществления расчетов наличными или с использованием платежного терминала, не отражаемых ежедневно в бухгалтерском учете в соответствии с нормативными актами ЦБ РФ;
- осуществления наличных денежных расчетов с использованием платежного терминала, установленного за пределами помещения этой кредитной организации;
- осуществления наличных денежных расчетов с использованием платежного терминала, не являющегося основным средством этой кредитной организации и не принадлежащего только ей на праве собственности.
Такая редакция документа создает благоприятные условия для государства и банков. На те банкоматы, операции по которым и так отражаются в ежедневном бухгалтерском учете, нет особой необходимости устанавливать кассовое оборудование. Операции с наличными деньгами и так хорошо видны в отчетности банка. Кроме того, наибольшее количество правонарушений и фактов обналичивания средств приходится не на организации, имеющие банковскую лицензию, а на финансовые структуры, не являющиеся кредитными организациями. Именно поэтому законопроектом уточняется, что платежные агенты, банковские платежные агенты и субагенты, не являющиеся кредитными организациями, при осуществлении расчетов наличными или с использованием платежных карт обязаны применять ККТ в составе каждого используемого ими банкомата и платежного терминала. Вне зависимости от того, кому принадлежит это техническое устройство.
У тех юрлиц, которые попадают под действие документа, появятся новые обязанности. "В законопроекте появились дополнительные обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих платежный терминал или банкомат. Так, кроме установки ККТ в составе платежного терминала или банкомата они обязаны зарегистрировать контрольно-кассовую технику в налоговых органах по месту учета организации в качестве налогоплательщика. Более того, в принятом законопроекте установлено, что он вступает в силу по истечении одного года со дня его официального опубликования, что дает банкам и другим предпринимателям и юрлицам время подготовиться к изменениям", - говорит Денис Скрябин.
Прописанные законопроектом нормы позволят сократить правонарушения с обналичиванием средств. "Изначально принятый закон был отклонен Советом Федерации, так как он не обязывал кредитные организации фиксировать выдачу наличных. Обновленный вариант законопроекта позволяет ужесточить контроль за оборотом наличности с помощью платежных карт и бороться со злоупотреблением банками незаконным обналичиванием средств. Кроме того, утвержденные законопроектом нормы вносят определенный вклад в борьбу с уклонением от уплаты налогов, так как обналичивание денег является одним из способов ухода от исполнения обязательств перед бюджетом", - считает Сергей Варламов, партнер компании "Налоговик".