В этом году на поддержку малого и среднего бизнеса государство выделяет 21 млрд руб., сообщил участникам "круглого стола" "Новые направления государственной поддержки МСП в 2013 году на федеральном и региональном уровне" заместитель директора департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции минэкономразвития Андрей Медведев. Понятно, что повально всех предпринимателей одарить деньгами нельзя. Да и не нужно, поскольку тогда по 3-4 тыс. руб. "на брата" получится. Деньги получат предприятия с перспективой развития и роста, производственной, научной и социальной направленности. 8 мая это ведомство открыло конкурс заявок от субъектов РФ на предоставление субсидий из федерального бюджета на господдержку малого и среднего предпринимательства. Помимо традиционных мер поддержки (субсидирование процентных ставок по кредиту, гранты и т.д.) программа этого года предусматривает несколько новых возможностей, которые, без сомнения, будут востребованы бизнесом.
В частности, это поддержка частных промышленных парков. Сейчас в стране половина сертифицированных и успешно работающих промпарков находятся именно в частных руках, но в отличие от государственных поддержки практически не имеют. Сейчас ситуация меняется. И частный промпарк может получить субсидию в 200 млн руб. на развитие своей инфраструктуры. Главное условие при этом - чтобы парк уже работал и не менее 20% его площадей были заняты субъектами предпринимательства.
Другое новое направление - поддержка центров инжиниринга. По этому вопросу минэкономразвития сейчас активно работает с регионами.
Также планируется поддерживать создание частных детских садов. Разумеется, тех, где будут реализовываться образовательные и развивающие программы. Они могут получить до 10 млн руб. при условии, если стоимость самого проекта будет не менее 20 млн руб. Это очень важное решение, поскольку социально направленный бизнес у нас наименее защищен. Так, по словам руководителя детского центра "Маленькая страна" Маргариты Райкопуло, буквально за неделю до форума она лишилась своего бизнеса, поскольку арендодатель "без объявления войны" продал помещение. "Мы точно в срок платили огромную арендную плату, но при этом не имели абсолютно никаких гарантий. Льготное кредитование, льготные ипотеки - это все есть только на словах. Но когда начинаешь говорить с банками, предлагают откровенную кабалу, а социальное предпринимательство - малодоходный бизнес, чтобы выкупать помещение", - рассказала Маргарита Райкопуло.
Еще одно, как выразился Андрей Медведев, "глобальное" новшество заключается в том, что теперь субсидию в сумме до 10 млн руб. на развитие может получить предприятие численностью до 30 человек (ранее минимальным порогом штата было 50 сотрудников), при этом вовсе необязательно, чтобы оно имело статус юрлица. На этот шаг мин-экономразвития пошло по просьбе регионов, где малые предприятия часто работают с небольшим штатом.
В целом, высоко оценив усилия минэкономразвития по поддержке МСБ, председатель совета предпринимателей СЗАО Москвы Дмитрий Туркин поделился проблемой, характерной для столичного региона. Многие предприниматели Москвы, регистрируя компанию в столице, размещают производство в области, где дешевле земля, да и места больше. Или вообще в соседнем субъекте РФ. И такое "раздвоение" мешает им получить субсидию: город кивает на область и наоборот. Мнение Андрея Медведева однозначно: субсидию должен выделять тот регион, где предприятие платит налоги, кстати, добросовестность в этом деле является главным условием для претендента на субсидию. И обещал разобраться с данной ситуацией.
Впрочем, не только прямыми деньгами можно помочь нашему бизнесу выжить. Не менее важны сами условия существования, которые можно улучшить законодательным путем. Так, с 1 января 2014 года вступает в силу закон о Федеральной контрактной системе, дающий МСБ определенные преференции в плане госзакупок. За редким исключением, касающимся обороноспособности и национальной безопасности страны, заказчики обязаны размещать на МСП и социально ориентированных некоммерческих организациях (СОНО) не менее чем 15% совокупного годового объема заказов (верхний порог не оговаривается). При этом начальная цена контракта не должна превышать 20 млн руб. "Это значительно расширяет возможности малого и среднего бизнеса по сравнению с более жесткими рамками ныне действующего 94-ФЗ, который ограничивает объем заказов квотами в 10 (минимум) - 20 (максимум) процентов, а НМЦК - 15 млн руб. При этом заказчик имеет право обязать крупных поставщиков размещать субконтракты на МСП. Здесь получается двойная выгода, поскольку заказчик эти субконтракты учитывает как размещение заказов у малого бизнеса", - сообщил исполнительный директор Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ) Георгий Сухадольский.
Обезопасить же заказчика от срыва поставок поможет реестр недобросовестных поставщиков, где будет фиксироваться не только название компании, завалившей работу, но и фамилия гендиректора и всех учредителей. Так что, угодив в реестр одной из своих компаний, владелец попадает туда целиком и полностью.
Единственный неприятный момент для МСБ в законе о ФКС касается ужесточения антидемпингового контроля: максимальный порог снижения цен в рамках конкурсных торгов для "малышей" ограничен 25%.