По словам одного из авторов законопроекта, заместителя председателя думского комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Павла Качкаева, управление жилищно-коммунальным хозяйством требует оперативности и взвешенности при принятии решений. В связи с тем, что львиную долю услуг, предоставляемых отраслью, оплачивают жители, даже самая незначительная ошибка может привести к непредсказуемым последствиям и увеличению социальной напряженности в стране. ЖКХ одна из наиболее расточительных и непрозрачных отраслей экономики, где потребляются вода, тепло, электроэнергия и другие ресурсы. Тарифы растут. Деньги из семейного бюджета идут на оплату коммунальных услуг уже немалые (в среднем 12%), а повышения качества услуг жители не ощущают.
Основанием для разработки законопроекта по созданию ГИС ЖКХ, по словам депутата, послужили поручения президента правительству о создании единого информационного ресурса с целью получения доступной достоверной информации об объектах жилищного фонда, услуг по управлению, содержанию общего имущества, капитальному ремонту, социальной поддержке по оплате коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и другое.
Сегодня минрегион для решения вопросов, относящихся к его компетенции, пользуется информацией, содержащейся в разрозненных и разнотипных информационных ресурсах. При этом отсутствуют единые правила формирования сведений и единая инфраструктура сбора данных в электронном виде; аналогичная информация в разных базах данных может иметь существенные различия. Это сказывается на эффективности принятия решений.
Созданные информационные системы и базы данных в жилищно-коммунальной сфере представляют собой комплекс автоматизированных рабочих мест, а не единую информационную среду. На рынке предоставления коммунальных услуг сложилась ситуация, когда управляющие организации не предоставляют сведения о параметрах, влияющих на расчеты за ЖКУ, а контролировать достоверность предоставленной информации управляющими организациями невозможно.
Законопроект и предлагает для решения всех этих проблем создать Государственную информационную систему ЖКХ, которая обеспечит полноту, достоверность и актуальность информации о состоянии дел в жилищно-коммунальной сфере. Законопроектом определены принципы и порядок создания ГИС ЖКХ, предъявляемые к ней требования, полномочия органов государственной власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области создания ГИС ЖКХ.
ГИС будет работать в Интернете и предоставлять пользователям различные материалы о жилом фонде РФ. Окончательный перечень данных, который должна содержать ГИС, утвердит правительство. Разработчики законопроекта говорят, что на созданном для ГИС сайте будут представлены разные базы данных: о техническом состоянии жилого дома, о сроках проведения ремонтных работ. Кроме этого в системе будет выложена база данных нормативных актов, методик расчета, сведения о субсидиях.
Специальный калькулятор поможет рассчитать стоимость квартплаты. При этом будет предложена возможность учитывать сразу несколько параметров расчета: от числа прописанных и проживающих, метража и перечня предоставляемых услуг ЖКХ.
Отдельной графой стоит предложение разработчиков создать на сайте ГИС систему расчетов. При этом для пользователей должна существовать возможность оплаты коммунальных услуг не только по факту потребления, но и погашения задолженности или возможность пересчета стоимости услуг.
Разработчики обещают, что через систему ГИС пользователи смогут обратиться с жалобами. Подобным обращениям будет присвоен статут официального запроса, и документ получит статус электронных документов. Однако разработчики не уточняют, запросы будут присваиваться всем документам или только имеющим цифровую подпись.
Данные в ГИС будут поступать сразу от нескольких госучреждений: Федеральной налоговой службы, Федеральной службы по тарифам, Росрегистрации, Пенсионного фонда, Федеральной миграционной службы, региональных властей. Данные будут предоставлять также монополисты - поставщики ресурсов: водоканалы, энерго- и газоснабжающие компании и др, а также управляющие компании, товарищества собственников жилья, жилищные и жилищно-строительные кооперативы, организации, которые предоставляют услуги по обслуживанию и эксплуатации жилья.
Кроме того, устанавливается ответственность должностных лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушение порядка представления информации, подлежащей размещению в ГИС ЖКХ. В частности, штраф на должностных лиц устанавливается в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от 250 тыс. до 300 тыс. руб.
Эксперты неоднозначно оценивают проект. По мнению президента СРО "Национальный жилищный конгресс" Ирины Булгаковой, с принятием закона правительство получит механизм реальной обратной связи с населением по жилищно-коммунальным вопросам. Такой документ необходим ЖКХ, поскольку он должен стать источником информационно-аналитического обеспечения отрасли как для оперативного управления этой сферой, так и для стратегического планирования и прогнозирования ее развития.
Но вот, например, депутаты Заксобрания Новосибирской области категорически против создания ГИС ЖКХ. Претензии новосибирских законодателей вызывает затратность проекта, в том числе для бюджета региона. В финансово-экономическом обосновании проекта говорится, что на создание ГИС в 2012-2013 гг. будет потрачено из внебюджетных источников 639 млн руб., также до 2017 г. включительно на эксплуатацию и модернизацию системы потребуется 8 млрд руб. из федерального бюджета. Депутаты считают, что эффект от реализации проекта сомнителен, поскольку рядом нормативных актов стандарты раскрытия информации в сфере ЖКХ уже регламентируются. "Создание ГИС ЖКХ предполагает дублирование уже имеющейся в Интернете информации, следовательно, расходование бюджетных средств на создание ГИС ЖКХ нецелесообразно".