Роман Терехин: Механизм расчета налога предлагали изменить уже не раз

Хорошо известно, что налоговые льготы могут иметь самые разные формы - бывает полное освобождение от уплаты налога, когда какую-то категорию граждан или организаций вообще не признают налогоплательщиками, бывают пониженные ставки, а еще бывают налоговые вычеты. При налогообложении НДС вычетом согласно ст. 171 Налогового кодекса считается сумма, вычитаемая непосредственно из общей суммы начисленного налога.

Суть метода расчета этого налога, в общем-то, довольно проста. В самом простом случае, когда что-то кому-то продается, НДС облагается вся выручка с продаж - каждая продажа содержит в себе долю налога. А когда что-то покупается (сырье, право пользования помещением на условиях аренды, коммунальные услуги, связь и т. д.), то и в каждой покупке также оказывается "кусочек" НДС. Вот этот так называемый "входящий" налог и подлежит вычету из суммы налога начисленного. Иными словами, к уплате приходится лишь разница между налогом, полученным от покупателей, и налогом, уплаченным поставщикам.

По данным Федеральной налоговой службы, в целом по России за 2012 год по НДС от реализации товаров и услуг на внутреннем рынке поступило в бюджет 3,55 трлн руб., что составило более 72% от общей суммы налоговых поступлений, а объем предъявленного к вычету налога за тот же период превысил 1 трлн рублей.

Если учесть, что кроме приобретенных материалов и услуг в цене произведенной продукции или услуги учитываются также элементы без "входящего НДС" (расходы на оплату труда, на уплату налогов и страховых взносов и прибыль компании), то разница между поступившим и уплаченным НДС, как правило, в пользу бюджета, то есть всегда есть сумма налога, которая должна быть уплачена налогоплательщиками. Однако случаются и обратные ситуации, когда сумма вычета превышает сумму налога, поступившую от продаж. В таких случаях налоговые органы непременно потребуют подтвердить право на такой существенный вычет, представить документы по всем заявленным в декларации покупкам. А документов оказывается довольно много - это не только счета-фактуры и книги их учета, но и товарные накладные, акты приемки выполненных работ или оказанных услуг.

Кроме прямо установленных в Налоговом кодексе требований к таким вычетам налоговые органы нередко предъявляют дополнительные требования к обоснованию права налогоплательщика на получение налогового вычета по НДС. То сомнения вызывает экономическая обоснованность расходов, по которым предъявлен "входящий" налог, то убыток по результатам отчетного периода кажется инспекторам препятствием к возмещению налога на добавленную стоимость. Иногда и вовсе отказывают в вычете, поскольку оплата производилась за счет заемных средств. Все эти доводы, как правило, не имеют законного основания и признаются незаконными в судебном порядке.

Очевидно, что это весьма хлопотный налог для всех участников процесса - и для бухгалтеров, печатающих горы копий в подтверждение права на вычет, и налоговых инспекторов, проверяющих эти кипы бумаг, и для юристов, месяцами напролет доказывающих правоту налогоплательщиков в судах самых разных инстанций. Не раз уже предлагали изменить механизм расчета налога, предельно его упростив. Например, отказаться от ведения специального вида учета для налога на добавленную стоимость, ведь каждую сделку приходится сопровождать счетами-фактурами и вписывать данные о них в книги у покупателя и продавца. При этом во всех остальных документах - договорах, актах, накладных, чеках и квитанциях - непременно надо указывать суммы НДС, входящие в стоимость покупки. Так не все ли равно, есть счет-фактура или его нет, если сумма налога везде указана? Иной вариант - просто учитывать всю выручку, без вычетов, только ставку налога сделать поменьше. В таком виде НДС становится похожим на применявшийся когда-то налог с продаж, однако что-то серьезно мешает принятию этого решения законодательной властью, и дальше разговоров дело не идет.

Парадоксально, но вместе с трудностями возмещения НДС тем налогоплательщикам, которые имеют на вычет законное право, периодически случаются крупные мошенничества в пользу лиц, не имеющих никакого права на возмещение налога на добавленную стоимость. Мошенники представляют в налоговые органы поддельные документы о якобы произведенных ими сделках купли-продажи с несуществующими фирмами-однодневками. По одной из таких крупных махинаций, раскрытой следователями МВД, преступники намеревались похитить около миллиарда рублей, по другой - более 3 миллиардов. А по оценкам Санкт-Петербургского Следственного комитета, проверившего в течение 2012 года заявления ФНС в отношении более чем 1000 коммерческих организаций, подозревавшихся в совершении махинаций с НДС, сумма хищений в одной только Северной столице за прошедший год предполагается в размере более 100 млрд рублей. Не случайно УФНС по Санкт-Петербургу беспокоится, собрав за 2012 год 66 млрд рублей и получив заявок на его возмещение в сумме 135 млрд рублей.

Отсутствие исчерпывающего перечня требований к предъявлению вычета, строго описанной и регламентированной процедуры проверки и механизма противодействия возможным злоупотреблениям, создает благодатную почву для коррупционных явлений и финансового мошенничества.