Виргинские острова, Гернси и Мэн составят Кипру "офшорную" конкуренцию

Сохраняющиеся "налоговые гавани" в регионе Евросоюза в связи с ситуацией в Республике Кипр все более привлекательны для международного офшорного бизнеса. Выводимые с Кипра средства пока осторожно уплывают в новые "гавани", в которых офшорный бизнес не подвергается прессингу. Но темпы вывода могут увеличиться к концу года. Таковы основные оценки и прогнозы, прозвучавшие в ходе недавней конференции "Офшоры: обзор основных изменений 2012-2013 гг. на Кипре, в Великобритании, Голландии и Латвии".

В начале мая ряд британских офшорных территорий - острова Виргинские, Джерси, Гернси, Мэн, Бермудские и Каймановы - наконец-то подписали соглашения с Великобританией, Германией. Францией, Италией и Испанией о передаче им сведений, касающихся вкладов, открытых в местных банках. Эксперты считают, что это приведет к перетоку капиталов в другие офшоры. Но в сравнении со странами СНГ Евросоюзу благодаря этим соглашениям будет легче контролировать офшорные "потоки" в упомянутые британские регионы. Поскольку соглашений такого рода со странами СНГ пока нет.

Так, по данным Guernsey Finance ( Великобритания, 2013 г. ), за последние 3 года на британском о.Гернси (вблизи Франции ) было основано большое число компаний и фондов, используемых для финансовых, в том числе инвестиционных операций с РФ. Общая стоимость расположенных на о. Гернси фондов в течение 2012 года возросла на 15 млрд фунтов стерлингов, и таким образом чистая стоимость активов, находящихся под управлением этих фондов, на декабрь 2012 года составила 276,8 млрд ф. ст. Это наполовину больше, чем в декабре 2009 года.

Схожие тенденции в британском Гибралтаре. По оценкам местной администрации (2013 г.), россияне зарегистрировали здесь сотни компаний и открыли счета на миллионы евро. При этом иностранцы не платят налоги с доходов предприятий или компаний, зарегистрированных в Гибралтаре: от них требуется только ежегодный взнос в 200-300 фунтов стерлингов. Под давлением ЕС Гибралтар подписал в последние 3 года соглашения об обмене налоговой информацией с 46 странами. Но у России и других стран СНГ нет таких соглашений с Гибралтаром.

По тем же оценкам, в этой британской территории имеется до 20 посреднических фирм, содействующих россиянам в регистрации предприятий, компаний, желающих инвестировать капитал или просто открыть счет в местном банке.

Обращают на себя внимание и такие факторы. Во-первых, "офшорная" политика автономных британских территорий пока лишь в малой степени регулируется метрополией (т. е. Великобританией). Поэтому положения по налогообложению компаний самоуправляемые британские территории могут вводить самостоятельно. Так, на острове Джерси отсутствует налогообложение для инофирм, не осуществляющих деятельность на этом острове, а на острове Мэн - "нулевой" налоговый режим в отношении всех доходов независимо от их источника (за исключением доходов от недвижимости). И, во-вторых, перетоки капиталов из стран ТС между странами и территориями, где стимулируется офшорный бизнес, облегчаются еще и потому, что большинство из них включено с 2010 года в систему экономических преференций ТС.

Рост привлекательности европейских офшоров, по мнению замдиректора департамента международного налогового планирования юридической фирмы "Клифф" Натальи Кордюковой, иллюстрируется и такими данными. В "черном" списке Минфина России 41 страна и территория, где затруднено или вообще невозможно получение достоверной информации о зарегистрированных там компаниях или счетах. И, если Республика Кипр с 2013 г. исключена из данного перечня, то это, можно сказать, компенсируется наличием в нем не только большинства британских автономий, в том числе расположенных в Европе, но и таких "миниатюрных" европейских стран, как Лихтенштейн и Мальта, остающихся крупными центрами международного офшорного бизнеса.

Что касается Люксембурга, аналитик "Клифф" Юлия Овчинникова отметила, что РФ и Люксембург еще в конце 2011 г. уточнили ряд положений соглашения об избежании двойного налогообложения (СОИДН) в части усиления взаимного контроля по обмену налоговой и другой финансовой информацией. Введены, например, положения, препятствующие использованию СОИДН для неправомерной минимизации налогообложения. Но этот документ ратифицирован пока только в РФ.

Структура размещения в Европе офшорных средств