Рынок товаров для домашних животных в России не отрегулирован

Домашние животные, так же как готовые корма для них, лекарства и другая продукция, такие же товары, как "человеческие" кефир или носки. Зообизнес и рынок товаров для животных требует регулирования, как и любой другой. Сегодня в этом направлении делаются только первые шаги. К осени этого года межведомственные рабочие группы стран Таможенного союза (ТС) должны выработать согласованные меры по приведению законодательств этих стран в соответствие с техрегламентами ТС на продукцию и услуги в сфере зообизнеса. Планируется также уточнить параметры и сферы применения ряда таких регламентов. Все это позволит наконец-то осуществить комплексную стандартизацию зообизнеса в регионе ТС.

Как отмечалось на недавнем форуме в ТПП РФ по проблемам зообизнеса в регионе Таможенного союза, за последние 10 лет общемировой объем этого рынка превысил $70 млрд, что почти на четверть выше уровня 2003 года. В том числе в России рост за тот же период составил 10%, достигнув примерно $4 млрд. Но официально регистрируется в РФ не больше 70% домашних животных, в Казахстане примерно столько же, а в Беларуси не меньше 80%.

Что касается сегмента лекарств и кормов, до 60-65% стоимостной емкости этого рынка в РФ приходится на импортную продукцию из дальнего зарубежья. При этом в структуре продаж кормов для кошек и собак в РФ, по оценкам Research.Techart, 80% приходится на сухой корм, 20% - на консервированный. Однако под маркировкой фирменных западноевропейских изделий в Россию все чаще завозится демпинговая и, как правило, низкокачественная продукция. И более половины таких поставок осуществляется через Единое экономическое пространство, то есть через другие страны Таможенного союза. Вдобавок под видом импортной растет сбыт поддельной российской продукции.

Но обратная сторона медали растущая заболеваемость домашних животных: по экспертным оценкам, ее уровень в 2007-2012 гг. возрос в РФ минимум на 20%. А некачественные корма и лекарства - это сегодня 80% среди причин роста заболеваемости домашней живности в России.

Что касается легального российского производства данной продукции, его среднегодовой рост за 2010-2012 гг. не превысил 2,5%. Что связано с высокой долей импорта и его ценовой конкурентоспособностью. В Беларуси за тот же период среднегодовой рост производства в той же сфере достиг 4%, что обусловлено развитием этой отрасли в рамках областных спецпрограмм.

В структуре российского производства готовых кормов для домашних животных преобладает доля корма для кошек (до 45%), в Беларуси - для собак (около 40%). А своего рода "эпицентр" производства кормов и лекарств для домашних животных в РФ - это Москва и Московская область (см. диаграмму). Поэтому если в европейской части России доля отечественных зоотоваров на рынке достигает 30-35%, то в других регионах страны не больше 25%.

Между тем в ТС до сих пор нет не только единой стандартизации зоопродукции, но и достоверной статистики по "перетокам" домашних животных между странами Таможенного союза. Хотя, по оценкам форума в ТПП, совокупный "зоооборот" в этом регионе, включая экспорт-импорт зоопродукции, превышает $5 млрд в год. А доля России в этом показателе около 50% (свыше $2,2 млрд).

В то же время в регионе ТС, повторим, пока нет целостной нормативно-правовой системы по ведению зообизнеса. Гендиректор Союза предприятий зообизнеса (РФ) Татьяна Колчанова считает, что в этой сфере требуется четкое взаимодействие между многими ведомствами на национальном и межгосударственном уровнях. Потому что ведомственные и межведомственные инструкции в РФ, например, по регулированию оборота животных, мехово-пушной продукции, кормов и ветеринарных препаратов, нередко противоречат друг другу. И пока слабо согласуются с аналогичными документами в других странах ТС. При этом она отмечает, что в проект закона РФ "О ветеринарии" лишь недавно внесен понятийный аппарат, где классифицированы продуктивные и непродуктивные животные. А на то, чтобы добиться согласия ведомств и законодателей на эти изменения, потребовалось 6 лет.

Кроме того, в России пока нет согласованных межведомственных ветеринарных сертификатов на большинство видов зоопродукции; медленно идет аттестация предприятий-поставщиков в регионе ТС товаров для животных (включая корма и лекарства). Вдобавок аттестована в лучшем случае треть российских предприятий - экспортеров этих товаров. Лучше ситуация в Беларуси ввиду более жесткого госрегулирования данной сферы.

В то же время с 1 января 2014 года в России планируется ввести в действие единые документы по сертификации всех категорий товаров и услуг в сфере зообизнеса, но все большее число предпринимателей данного профиля просят перенести эту дату хотя бы на середину будущего года. Поскольку они вряд ли успеют привести свою документацию в соответствие с новыми правилами. Это поддержала замначальника управления Россельхознадзора на госгранице РФ Мария Новикова в ходе форума в ТПП. "Продление данного срока возможно и потому, что существует ЕЭП, а это требует согласования новых правил с Беларусью и Казахстаном, - пояснила она "РБГ". - Готовящиеся в РФ новые документы, регулирующие зообизнес, будут до конца года представлены этим странам для выработки общей для ЕЭП нормативно-регулирующей базы".

А Дмитрий Щёкин, начальник отдела координации гармонизации систем техрегулирования в отраслях Евразийской экономической комиссии, уточнил "РБГ", что ныне разрабатывается 4 проекта межгосударственных соглашений между Россией, Беларусью и Казахстаном по единому регулированию зообизнеса. И, если удастся их оперативно согласовать с Минском и Астаной, тогда эти соглашения смогут заработать с 2014-2015 годов.