Роскомнадзор разработал методики контроля качества услуг связи

Роскомнадзор разработал 15 основных методик оценки качества услуг связи и комплекс организационно-технических решений по контролю качества предоставления услуг. Об этом рассказал руководитель ведомства Александр Жаров на расширенном заседании коллегии Роскомнадзора, посвященной основным направлениям развития ведомства, которое прошло в рамках выставки "Связь-Экспоком"-2013.

По мнению Александра Жарова, введение механизма контроля качества оказываемых услуг связи позволит повысить конкуренцию на рынке услуг связи и избежать ценовых войн, приводящих к резкому снижению рентабельности.

"В 2012 году продолжалось динамичное развитие рынка ИКТ. Общее количество действующих на территории РФ электронных средств и устройств за 2012 год увеличилось более чем на 7%. В 2012 году их было более 1,7 млн, ожидается, что в 2013 году численность таких устройств достигнет 1,9 млн. По сравнению с 2011 годом доля технологии GSM уменьшилась с 74 до 67%, на 6% возросла удельная доля электронных средств третьего поколения. И технология LTE за год смогла занять до 1% рынка. Возросло количество передатчиков цифрового телевизионного вещания, - рассказал заместитель руководителя Роскомнадзора Олег Иванов. - Таким изменениям должны соответствовать и регуляторные меры. Разработанные нами методики оценки и предложения по контролю в ближайшее время пройдут общественное обсуждение. Организационная работа должна завершиться до конца года".

Главным направлением работы Роскомнадзора в этой сфере станет сокращение нагрузки на добросовестных операторов, с одновременным усилением внимания к нарушителям.

Планируется сократить виды лицензируемой деятельности в области связи с 20 до 3-5 видов. Как отметил Олег Иванов, это может создать проблемы для написания самих лицензионных условий, но упростит ситуацию на рынке.

Готовится ряд изменений в административный кодекс РФ, предусматривающих наложение на операторов связи "оборотных" штрафов за невыполнение в срок предписаний о выявленных нарушениях в области связи и лицензионных условий. Роскомнадзор предлагает после повторной проверки выносить штрафы в размере от годовой выручки операторов на конкретной территории в процентах от услуги, предоставление которой было нарушено. При этом действие лицензии не прекращается.

Также развернется борьба с "бумажными" сетями. Будут введены санкции за неустановку базовых станций, указанных при регистрации. Ранее оператора за попытку обмана регулирующего органа было невозможно наказать.

"В минкомсвязи направлен законопроект о внесении изменений в Федеральный закон "О связи", который регламентирует отношения между оператором, контент-провайдером и абонентом. Будут регулироваться механизмы предоставления контент-услуг, эта мера направлена на борьбу со спамом и ликвидацию мобильного мошенничества. Также планируется упорядочить продажу sim-карт и заключение договоров на предоставление услуг связи", - добавил Олег Иванов.

Участники рынка убеждены, что при текущей рыночной ситуации некоторые предложения по контролю за качеством представляются избыточными. "Как правило, в условиях высокой конкуренции рынок является самым жестким и эффективным регулятором, - сказали "РБГ" представители компании МТС. - Мы согласны с тем, что некоторые параметры требований к качеству связи должны быть сформулированы в нормативных документах, и приветствуем сокращение перечня лицензируемой деятельности - это ускорит запуск новых услуг для абонентов. Вместе с тем эффективность этих изменений будет зависеть от того, как они будут прописаны в законодательстве, насколько будут учитывать существующую структуру рынка. Борьбу с "бумажными" сетями мы также поддерживаем. Это позволит использовать радиочастотный ресурс более эффективно, не даст возможности блокировать частоты для возможной перепродажи".

Рассуждая о пересмотре санкций за нарушение операторами условий выполнения лицензий, эксперты считают, что он должен проводиться в диалоге с операторами с учетом возможностей и ограничений работы сети. "Любые штрафные санкции должны иметь объективные и прозрачные критерии их применения. Сейчас основанием для наложения оборотного штрафа служат серьезные нарушения антимонопольного законодательства или нанесение существенного вреда другим компаниям, государству, гражданам, которые могут привести к существенным изменениям в конкурентной ситуации на рынке. Оборотные штрафы предполагают неравномерные санкции за одни и те же нарушения: более крупные, то есть более эффективные компании будут платить большие штрафы по сравнению с более мелкими компаниями за одни и те же нарушения", - пояснили в МТС.

В компании "ВымпелКом" отметили, что штрафные санкции за технические нарушения в случае их введения должны иметь прозрачные критерии для применения.

"Планируемое Роскомнадзором сокращение лицензий практически в четыре раза, конечно, облегчит участникам рынка прохождение обязательных бюрократических процедур. И это хорошо. Введение "оборотных" штрафов, по-моему, должно серьезно дисциплинировать операторов, потому что нынешними штрафами и санкциями их особенно не напугаешь. Иногда легче заплатить штраф, чем заниматься исправлением тех нарушений, на которые указал Роскомнадзор, - пояснил "РБГ" директор по связям с общественностью консультационного агентства "Телекомпас" Александр Ромашко. - Так называемые "бумажные" сети некоторые операторы нередко заготавливали впрок, столбя за собой определенный участок рынка. Но по разным причинам они не могут или не хотят его осваивать. Вот за эти "мертвые души" и намеревается наказывать операторов Роскомнадзор".