Сейчас этот рынок один из самых быстрорастущих в России. Его перспективы эксперты обсудили в ходе конференции, которая прошла в рамках Международной выставки Consumer Electronics & Photo Expo 2013.
По данным аналитического отчета "М. Видео", лидирующие позиции занимает сегмент смартфонов и мобильных телефонов, в 2012 году он вырос на 11,4% в денежном выражении и составил 202,8 млрд рублей. В итоге в прошлом году было продано 41,5 млн мобильных телефонов и смартфонов. Следующим по объему стал сегмент планшетов, который в 2012 году составил 50,3 млрд рублей, всего продано 3,2 млн штук. Как прогнозируют эксперты "М.Видео", в 2013 году продажи планшетов могут вырасти до 6 млн штук.
Растет также и рынок аудиовидеотехники. Он за год увеличился на 12%. Объем рынка телевизоров составил в 2012 году 152 млрд рублей, продано 8,6 млн штук. Рынок зеркальных фотоаппаратов вырос на 31% и составил 19,5 млрд рублей. Всего было продано около 930 тыс. камер.
В сегменте крупной бытовой техники наибольший рост продемонстрировал рынок стиральных машин, в прошлом году он увеличился на 9,1% в денежном выражении. Холодильники подросли на 8%. В натуральном выражении объем рынка стиральных машин составил 3,595 млн штук, холодильников - 3,324 млн. Что касается мелкой бытовой техники, то, например, рынок кухонной техники (хлебопечи, пароварки и т.д.) вырос на 6,7% - до 32 млрд рублей. Техника, которая относится к сегменту "красота и здоровье", а именно фены, бритвы и т.п., увеличилась за год на 18,8% - до 15,2 млрд рублей.
По наблюдениям экспертов, главной тенденцией на рынке потребительской электроники является развитие мультиканальных продаж и продаж через мобильные приложения. Как отметил президент Российской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК Александр Онищук, максимальный эффект компании-производители и торговые сети могут получить только благодаря синергии двух форматов торговли - онлайн и офлайн.
"Плюс классической офлайн-розницы в том, что в офлайне разнообразие товаров больше, как выше и доверие потребителей, которые предпочитают потрогать, повертеть товар в руках. Но желание покупателей сравнивать цены в Интернете, искать лучшую только усиливается год от года. Поэтому нужно совмещать возможности традиционного ретейла с его большим ассортиментом и интернет-торговли с ее возможностями доставки домой, в офис или самовывоза. Надо давать возможность потребителю самому выбирать, где и как покупать, предоставляя ему широкий ассортимент как в Сети, так и в офлайн-магазине, по равной цене", - отметил директор департамента "Электроника" Enter Связной Олег Фоменко.
Как отметил консультант сектора крупной бытовой техники Института маркетинговых исследований GFK-RUS Артем Залесский, продажи электроники через Интернет в России по-прежнему гораздо меньше, чем в других странах. Причина этого, по мнению эксперта, в том, что плохо отлажена система почтовой доставки. "Сейчас активнее всего через Интернет продается крупная бытовая техника. Ее заказывают чаще, потому что есть доставка. Инфраструктура доставки очень важный элемент интернет-торговли. В тех городах, где она развита, продажи техники через Сеть в 3-4 раза больше", - объяснил он.
"У розничных сетей главный ресурс - склады. Проблема в том, что в Сети встает вопрос ассортимента. Потребитель получает доступ к виртуальной базе, но держать на всех складах весь ассортимент невозможно", - отметили эксперты "Эльдорадо".
По мнению директора бизнес-группы "Крупная бытовая техника" компании "М. Видео" Сергея Ли, компаниям необходимо развивать интегрированные системы продаж и делать упор на онлайн-торговлю: "Сложилось мнение, что в Интернете цена всегда ниже, чем в традиционных торговых сетях, отсюда выросло понятие "интернет-цены". Такого понятия не должно быть. Должна быть единая цена и в онлайне, и в офлайне, по которой потребитель готов покупать товар".
"Сейчас большинство ретейлеров обеспокоились выравниванием цен в соответствии с ценами в Интернете. Это может негативно отразиться на небольших чисто онлайновых магазинах, у которых нет традиционной розничной точки", - добавил менеджер отдела развития продаж компьютерной, фото- и мобильной электроники компании Sony Руфат Табасаранский.
В сегменте мелкой электроники продажи через Сеть составляют небольшую долю от общих продаж - всего 5-9%. Такими данными поделился менеджер по федеральной рознице компании Canon Тимур Набатов: "Мелкую бытовую технику и электронику чаще ищут в Интернете для сравнения цен и характеристик, но до покупки дело доходит редко. Чаще всего ищут камеры, планшеты, смартфоны".
Еще один тренд - приход на рынок крупных западных интернет-игроков, таких как Amazon и eBay. Эксперты отмечают, что потребители заинтересованы получать новые девайсы до официального старта продаж в России. И это можно сделать с помощью иностранных интернет-магазинов. "Мы не видим сильной опасности в приходе на рынок западных игроков. У наших компаний выдержаны конкурентные цены. Кроме того, российские компании лучше разбираются в законодательстве и правилах игры - это дает им конкурентное преимущество. Пока доля заказов электроники и техники за границей очень маленькая", - отметил Олег Фоменко.
А вот Тимур Набатов убежден, что канал заказов техники из других стран стремительно развивается: "Зачастую заказать товар из-за рубежа выходит дешевле, чем купить в России. Чтобы оставаться конкурентными, российским компаниям нужно дифференцировать ценообразование".
Как отметили эксперты компании Sony, из-за разницы в налогообложении и таможенных условиях российским компаниям никогда не удавалось учитывать международную практику ценообразования.
Сергей Ли видит плюсы в приходе иностранных игроков на российский рынок электроники: "Большие западные компании появляются на рынке, когда он становится предельно прозрачным. Сейчас мы движемся именно в этом направлении, в направлении развитой конкуренции".
Как отметили эксперты, для потребителей по-прежнему при выборе техники и электроники большое значение имеет страна-производитель. Покупатели по-прежнему с недоверием относятся к товарам, произведенным в Китае, не жалуют и отечественных производителей. "Нужно менять потребительское восприятие, приучать к тому, что о качестве товара говорит не страна-производитель, а уровень качества, установленный на производстве. Нужно повышать лояльность к бренду. Хороший пример - успех компании Apple, все производство которой расположено в Китае", - отметил Сергей Ли.
"В фототехнике, например, разные компоненты производятся в разных странах, поэтому невозможно указать конкретную страну-производителя. Существуют производители, которые производят составляющие для других продуктов, - отметил Тимур Набатов. - В этом случае фирма и бренд должны полностью отвечать за качество".
По мнению консультанта сектора IT & Office Института маркетинговых коммуникаций GFK-RUS Андрея Серегина, хорошая маркетинговая компания с легкостью может отвлечь внимание покупателя при выборе продукции от страны-производителя.
Участники рынка отметили, что при выборе электроники потребитель начинает задумываться об энергоэффективности. "На протяжении последних лет этот тренд развивался самим производителем и государственным регулированием. Производитель теперь вынужден сохранять стандарты качества и эффективности. Начали об этом задумываться и покупатели", - добавил Артем Залесский.