Первая ракета "Ангара" готовится к отправке на космодром Плесецк

27 мая первая легкая ракета "Ангара", пройдя весь цикл подготовки в ГКНПЦ имени М.В. Хруничева, уйдет на космодром Плесецк. Вчера погрузка уже началась.

Напомним, "Ангара" представляет собой новое поколение ракет-носителей, которые конструктивно построены по модульному принципу. Это будет довольно большое семейство - ракеты легкого, среднего и тяжелого классов в диапазоне грузоподъемностей от 1,5 т до 25 тонн (Ангара А-5) до 35 тонн (Ангара-7). Естественно, всех интересует вопрос: когда состоится первый запуск новой ракеты, с которой Россия связывает свои самые серьезные космические перспективы? Ведь создание космического ракетного комплекса "Ангара" не случайно объявлено задачей особой государственной важности. Начало полетов "Ангары" позволит России запускать космические аппараты всех типов со своей территории и обеспечит нашей стране независимый гарантированный доступ в космос.

По словам специалистов центра Хруничева, все идет строго по жесткому генеральному графику. Более 1000 сборок агрегатов были подвергнуты наземной экспериментальной отработке, проведены электрические испытания, огневые испытания на стендах и т.д. Набрана статистика надежности. "Сейчас созданы все необходимые условия к заданным пускам, и мы уверены в успешности проведения первых летных испытаний первой ракеты легкого класса "Ангара", - говорят они. Интервальное окно для первого запуска - до мая следующего. Первый полет будет орбитальным и с полезной нагрузкой.

На вопрос корреспондента "РГ", какие задачи будет решать ракета "Ангара", генеральный директор ГКНПЦ им. М.В.Хруничева Александр Селиверстов ответил: "Она предусмотрена для запуска космических аппаратов и полезных нагрузок в интересах Министерства обороны и Федерального космического агентства". "А возможно ли в будущем использовать "Ангару" для пилотируемых полетов?". "Тяжелую машину - да, с учетом поставленных задач, - заметил он. - Или с учетом тех задумок, которые есть в конструкторской документации создания сверхтяжелых машин или специальных машин именно на базе "Ангары". В принципе "Ангара" так и замышлялась: будут делаться универсальные ракетные модули, то есть собираться изделия для различных целей и различных запусков.

Возникает еще один вопрос: означает ли ввод в эксплуатацию "Ангары", что программа ракет "Протон" будет сворачиваться? "Так вопрос не стоит, - заметил Селиверстов. - У нас подписан договор с Казахстаном на проведение запусков "Протонов" с Байконура до 2020 года". Но еще когда "Ангара" только начала разрабатываться, то предполагалась, что в будущем она заменит "Протоны". Ведь у новой ракеты есть, помимо прочих, и такое важнейшее преимущество, как экология: вместо ядовитого гептила у "Ангары" кислородно-керосиновые двигатели.

Кстати, как подчеркивают многие эксперты, "Ангара" способна заменить целый ряд ракет-носителей, созданных ранее: "Космос", "Циклон", "Союз", "Зенит", "Протон", каждая из которых имела свой стартовый и технический комплекс. И это важно. Журналистов интересовало, какой вариант из семейства "Ангары" подойдет для лунной миссии? Пока, как сказали специалисты, такого технического задания у них нет. Решение о разработке сверхтяжелой ракеты-носителя грузоподъемностью выше 50 тонн еще не принято. Прорабатывается общая стратегия, исходя из которой и будет определено, какой грузоподъемности и какие ракеты-носители нужно создавать.

Одновременно с легкой ракетой, на ракетно-космическом заводе ГКНПЦ имени Хруничева продолжаются работы по созданию тяжелой "Ангары-5". Первый испытательный запуск космического "тяжеловоза" назначен на конец ноября 2014 года.