Первый раз на территории Кремля (см. схему) вертолет с главой государства приземлился 27 ноября 1959 года. Никита Хрущев тогда совмещал должности лидера правящей партии и главы правительства, поэтому его полет может считаться точкой отсчета традиции не только для президента Путина, но и для премьера Медведева.
Хрущев полетел в Кремль из Внуково на Ми-4С, который изначально был создан для правительства Йемена.
В США нас опередили ненамного. Президент Дуайт Эйзенхауэр первый раз слетал на вертолете из Белого дома в резиденцию Кэмп-Дэвид 12 июля 1957 года. Американцы использовали вертолет Bell H-13J: кроме одного пилота на борту хватало место только для двух человек. Вертолеты летали парами: на одном - президент США с начальником его личной охраны, на втором - личный врач и агент Секретной службы.
Но спартанские условия себя оправдывали: во времена Франклина Рузвельта дорога из Белого дома до Кэмп-Дэвида занимала два часа, Эйзенхауэр добирался за 20 минут.
Хрущев, по сравнению с коллегой, летал в лучших условиях. В его вертолете Ми-4С было 6 пассажирских мест, полет был достаточно комфортным: конструкторы улучшили виброзвукоизоляцию вертолета.
Впрочем, американские президенты быстро пересели на большие и комфортные версии военно-морских противолодочных вертолетов: CH-34 и CH-3. Но что интересно: эти VIP-вертолеты для них создавал наш человек - уроженец Киева, авиаконструктор Игорь Иванович Сикорский.
Хрущевские полеты в Кремль не получили продолжения. В последующие десятилетия вертолеты туда летали лишь эпизодически. И только с этой недели, со сдачей в эксплуатацию "президентского вертолетодрома" в Тайницком саду - двух вертолетных площадок с рулежной дорожкой - мы начинаем наверстывать упущенное. Командно-диспетчерский пункт "президентского вертолетодрома" расположили в Петровской башне. Подлетать вертолеты будут либо со стороны Замоскворецкого моста, либо со стороны Зарядья.
Точно неизвестно, летал ли в Кремль Брежнев, но на фотографиях он запечатлен у вертолета Хрущева на Ивановской площади. Точно не летали Андропов и Горбачев. Минимум по два раза использовали вертолет для полета в Кремль Ельцин и Путин.
Кстати, при жизни Сталина уже были созданы первые модификации Ми-4. Генералиссимус сам на вертолете не летал (не любил полеты), но именно Сталин в сентябре 1951 года в Кремле провел совещание с символической повесткой: ликвидация отставания СССР в области вертолетостроения.