Еще 2-3 года назад хороший промышленный парк означал лишь обеспеченность земельного участка минимальной инфраструктурой и приемлемую транспортную доступность. На такой территории стихийно размещались практически любые производства. Речи о четкой концепции создания и управления индустриальным парком почти никогда не было. Однако сейчас требования инвесторов к промышленным площадкам заметно возросли. Это объясняется усилением конкуренции между регионами за привлечение новых производств. В результате от индустриальных парков все чаще требуется оптимизация административных процедур, наличие сервисных услуг для резидентов и концептуальное единство площадки. Потенциальный резидент при принятии решения о размещении производства теперь хочет четко видеть общую перспективу развития территории и гарантии решения инфраструктурных вопросов. То есть заметно возрастает значимость предварительного планирования и опережающего инфраструктурного обустройства парка.
Определенное содействие при решении этих вопросов организаторы индустриального парка могут получить на федеральном уровне. Существует несколько инструментов господдержки. При этом каждый из них помимо перспективы бюджетного софинансирования создает также и стимул для четкого планирования развития индустриального парка, так как без этого невозможно сформировать заявку на оказание поддержки.
Наиболее известный из таких федеральных инструментов - промышленно-производственные особые экономические зоны. Однако этот механизм нацелен на реализацию довольно крупных проектов и применятся единичным образом. Более доступный формат - Программа поддержки малого и среднего бизнеса, реализуемая минэкономразвития. По этой линии резиденты индустриальных парков могут получить средства на создание инфраструктуры и субсидии. Причем распределение финансирования по программе осуществляется ежегодно.
Еще одна возможность - это меры по поддержке моногородов, ответственны за которые являются минрегион и ВЭБ. Одним из приоритетных вариантов диверсификации экономики таких поселений является создание промышленных парков. Ранее инфраструктуру для индустриальных парков можно было профинансировать за счет средств Инвестиционного фонда РФ, но, к сожалению, сейчас эта тема заморожена.
Что касается поддержки на региональном уровне, то все больше субъектов РФ формируют корпорации развития, одной из ключевых задач которых является создание и управление индустриальными парками. Однако во многих случаях такие корпорации не получают достаточного финансового наполнения, что препятствует достижению заявленных целей. Кроме того, региональные власти иногда требуют от таких институтов развития быстрой и очевидной окупаемости вложений, что не очень реально для серьезных инфраструктурных проектов.
На федеральном и региональном уровнях уже созданы существенные институциональные условия для развития парков. Тем не менее многие проекты оказываются не очень успешными и даже провальными. В чем причина такой ситуации? Наиболее частая проблема - это формальный, а не стратегический подход инициаторов к созданию индустриального парка. В таких случаях организаторам проекта бывает важно отчитаться о запуске процесса, о подаче заявки на финансирование, об освоении денег на строительство инфраструктуры и т.д. А серьезные вопросы по созданию конкурентных преимуществ для привлечения инвесторов при этом не решены.
Кроме того, во многих случаях недооценивается сложность "организационных вопросов" (выделение земли, согласования на подведение инфраструктуры и т.д.). Это иногда приводит даже к замораживанию проекта создания индустриального парка или резкому уменьшению его масштаба.
Еще одна распространенная проблема - выбор целевой группы потенциальных резидентов. На кого ориентировать парк: на россиян или иностранцев? У представителей разных стран - разные требования. А что предпочтительнее, малый, средний или крупный бизнес? На эти вопросы нет универсальных ответов. Они должны тщательно прорабатываться в каждом конкретном случае. Поэтому крайне важно обеспечение качественного маркетинга на этапе формирования концепции индустриального парка. Без четкого понимания структуры будущих резидентов легко принять ошибочные планировочные и инвестиционные решения. А их последующее исправление всегда очень дорого, а иногда даже невозможно.
Важный момент - необходимость разработки подробной финансовой модели инициаторами создания парка. Без этого невозможно правильно оценить финансовые вложения, а также решить вопрос об эффективности формирования промышленной площадки в планируемом варианте. Часто результаты грамотного финансового моделирования помогают скорректировать отдельные решения до начала инвестирования.
Кроме того, снизить вероятность ошибочных решений позволяет параллельная работа экономистов и проектировщиков, то есть взаимоувязанная разработка бизнес-плана и проекта планировки индустриального парка. Сейчас такие работы обычно проводятся последовательно и разными организациями. Это почти неизбежно приводит к противоречиям между экономической целесообразностью и реальными проектными решениями. В итоге успех в начавшейся "гонке индустриальных парков" будет у тех, кто более тщательно подойдет к вопросам планирования и управления.