О принципах выбора художников для показа в Павильоне России, о трудностях перевода и бюджете рассказывает комиссар Павильона России на 55-й биеннале в Венеции, президент фонда Stella Art Foundaion Стелла Кесаева.
Каков принцип выбора художников, которые представляют Россию в национальном павильоне на Венецианском биеннале?
Стелла Кесаева: Мое личное мнение, что в Российском павильоне должен быть показан один художник. И это должен быть достаточно известный художник. Мы показали в 2011 году проект Андрея Монастырского, который был одним из идеологов поколения московских концептуалистов. Было логично, на мой взгляд, продолжить тему и показать следующее поколение этих художников, к которому принадлежит и Вадим Захаров. Он, кроме того, что концептуальный художник, делает очень эффектные инсталляции, которые понятны и международному арт-сообществу, и обычным посетителям биеннале. Я уж не говорю о том, что Захаров - известный художник, чьи работы находятся в коллекциях крупнейших мировых музеев, начиная с Третьяковской галереи.
Вас не спрашивают, почему нет общественного обсуждения этого вопроса?
Стелла Кесаева: Нет. Но просто когда начинаются дебаты, споры и общественные обсуждения, они часто ничем не кончаются. Потому что у каждого есть свое мнение. А ответственность за решение все равно лежит на одном человеке. Я выбрала для показа на биеннале концептуальных художников, потому что их творчество - яркая страница истории российского искусства.
По какому принципу выбирался куратор?
Стелла Кесаева: Когда я выбрала Вадима, я поинтересовалась, с кем бы он хотел работать. Потому что куратор - человек, который помогает художнику, который с ним на одной волне. Вадим назвал Удо Киттельмана, директора Национальной галереи, Государственных музеев Берлина. Они знают друг друга больше 20 лет. Я очень рада, что Киттельман согласился принять наше предложение. Поскольку биеннале - международная площадка, то западный куратор хорош еще и тем, что он хорошо представляет ожидания публики.
Вам как комиссару Российского павильона на биеннале дан карт бланш на формирование проектов 2011, 2013 и 2015 годов. Условно - три сета в игре. В первом сете ставка была сделана на проект Андрея Монастырского, во втором - на Вадима Захарова. Будущий участник проекта 2015 года уже известен?
Стелла Кесаева: Нет, не известен. Но я хотела бы уточнить, что первым художником из круга московского концептуализма в Павильоне России был Илья Кабаков. Его проект был показан в 1993 году. Вторым - Монастырский. Третьим стал Захаров - это один круг концептуалистов.
Фактически три поколения концептуалистов уже показаны?
Стелла Кесаева: Да.
Означает ли это, что в 2015 году Россию будут представлять художники другого направления?
Стелла Кесаева: Пока я не готова обсуждать эту тему.
Сколько стоил проект в российском павильоне?
Стелла Кесаева: Финансирование - самый главный фактор. На предыдущих биеннале, когда комиссарами были мои предшественники, финансоваяситуация была очень непростая. Бюджет, который могло предложить Министерство культуры, был относительно невелик. Кроме денег на художественный проект, необходимы были средства на реконструкцию павильона России, столетие постройки которого Щусевым исполняется в 2014 году. Мне, к счастью, достался уже отреставрированный павильон.
И в этом году министерство культуры выделило, на мой взгляд, очень серьезные деньги. Если в 2011 году в бюджет была заложена сумма 12 млн. рублей, то в 2013 - 24 млн. рублей. Бюджет увеличился в два раза. Благодаря этому мы смогли сделать очень многое. В частности, изготовить для проекта весьма сложную машину, с неординарным инженерным решением. Она делалась на заказ в Германии.
Таким образом, финансовых сложностей не было?
Стелла Кесаева: Да, Фонд взял на себя финансовые обязательства, чтобы реализовать проект вовремя, ведь государственные средства на проект окончательно были выделены только в мае.
Этого года?
Стелла Кесаева: В том-то и дело. Можете себе представить, что было бы, если бы мы в мае получили деньги и только после этого начали делать проект в российском павильоне? За две недели до открытия биеннале? Поэтому я под свою личную ответственность решала вопросы, которые возникали задолго до 15 мая. Делать в авральном режиме серьезный проект, который представляет лицо России в Венеции, я не хочу. Я уж не говорю о том, что наши художники заслуживают большего уважения.
Что было для Вас самой большой проблемой при подготовке проектов
2011 и 2013 годов?
Стелла Кесаева: Самое трудное - огромная ответственность за других людей. У нас в фонде очень хорошая команда. Все работали слаженно, четко. Будем ждать открытия Российского павильона для публики - с 1 июня.
Владимир Мединский, министр культуры:
"Количество зрителей, которых вы здесь видите на открытии выставки в Павильоне России, показывает, что проект Вадима Захарова привлекает огромное внимание. А это означает - и внимание к нашей стране, к нашему искусству.
Мне особенно приятно, что современная трактовка древнего мифа о Данае, о пролившемся на нее золотом дожде, преподнесена таким образом, что у человека есть возможность задуматься о простой вещи. О том, что не в деньгах счастье. Что мы тратим слишком много своего времени на тщетные
и ненужные вещи. Я думаю, что если человек благодаря этой выставке подумает об этом, значит мы сделали хорошее, нравственное дело современными методами. Мы должны поддерживать все, что делает человека лучше. Вне зависимости от формы подачи".