Обсуждение закона "О белорусах зарубежья" прошло в МИД Белоруссии

В МИДе Беларуси прошел "круглый стол" по обсуждению проекта закона "Аб беларусах замежжа" ("О белорусах зарубежья"), в работе которого приняли участие белорусские парламентарии, представители белорусских министерств и ведомств, члены неправительственных организаций, руководители национально-культурных автономий, землячеств и общественных объединений белорусов зарубежья из России, Украины, Польши, Латвии, Израиля.

Обсуждение проекта этого закона несколько месяцев шло в белорусской диаспоре, и это факт беспрецедентный. Белорусское государство обратилось непосредственно к белорусам зарубежья, к тем, для кого этот закон пишется, с прямым предложением: внести в текст закона свои ожидания, видения, интересы, понимание, продиктованные реалиями их жизни и национально-культурной деятельности. Открытость белорусского государства к диалогу с соотечественниками, готовность слушать и слышать на деле доказывает государственную заинтересованность в выстраивании горизонтали, а не вертикали взаимоотношений РБ с белорусскими диаспорами.

Государство продемонстрировало белорусам, живущим вне материнского государства, что родина заинтересована во взаимодействии с белорусами зарубежья, а не в формальном законотворчестве с целью формальной же демонстрации выигрышных законодательных инициатив. То, какое широкое обсуждение в диаспорах получил закон, доказывает, что он принимается, чтобы им могли практически руководствоваться, могли на него опираться, рассчитывать, а не просто ради галочки. А неформальный характер этого обсуждения доказывает, например, тот факт, что из девяти предложений и уточнений, которые были внесены в проект закона региональной национально-культурной автономией "Белорусы Москвы", семь были учтены. Так, государство закрепило за собой право спросить в будущем любого недовольного - а где ты был, когда твое недовольство ждали, чтобы конструктивно услышать, обсудить и учесть?.. Ясно, что с принятием закона во многом скорректируется деликатная позиция Посольства РБ в отношении активной части белорусской диаспоры, воспринимаемая порой как недостаточная, ибо сегодня она предопределена отсутствием четко заданного правового юридического фарватера, который этот закон прочерчивает в полной мере.

То, что проект закона носит рамочный характер, - правильно. Его главная задача сегодня - заложить основу для системной работы белорусского государства с соотечественниками за рубежом, а когда будут созданы правовые предпосылки для их реализации через дополнительные соответствующие запросам государственные программы, точечно развивать заявленное сотрудничество. Кстати, тут надо заметить, что белорусы зарубежья в своих ожиданиях от РБ порой забывают, что они являются гражданами других государств, а сама Беларусь и Посольство РБ забывать об этом права не имеют. И те положения, которые закон прописывает в качестве гарантируемых государством преференций в отношении белорусских соотечественников, это, скорее, много, чем мало.

Принятие закона несомненно будет способствовать консолидации усилий белорусских госорганов по обеспечению взаимовыгодного сотрудничества между Беларусью и проживающими за рубежом соотечественниками. Интересно, что, по мнению "Белорусов Москвы" и Союза белорусов Литвы, как бы ни был хорош закон, необходимо создание подразделения, призванного уже в свою очередь координировать деятельность многочисленных государственных республиканских и областных структур, которым сейчас, согласно закону, вменяется право взаимодействовать с диаспорой. Например, создать Постоянную комиссию Палаты представителей по международным делам или профильный отдел в МИДе - то есть единого узнаваемого диаспорами центра, способного, с одной стороны, готовить и рассылать сводный ежемесячный электронный бюллетень со значимой для диаспоры текущей практической информацией из Беларуси, а с другой - быстро реагировать и доносить оперативно значимую точку зрения официального Минска, которая бывает остро необходима белорусам в разных неоднозначно трактуемых историко-политических или информационных контекстах. Предлагаемое аппаратное решение представляется уместным, оправданным и практически правильным.

Несколько слов о финансовых гарантиях. Вопрос финансирования соотечественников - граждан иных государств - предельно тонкий, и белорусам России, например, требовать подобных государственных гарантий от Беларуси в этом плане не вполне ко времени. Здесь для РБ есть иной путь: возможно, белорусское государство могло бы внутри страны стимулировать через введение налоговых льгот меценатскую деятельность, направленную на финансовую поддержку национально-культурных проектов диаспоры...

Хотя белорусская диаспора в мире живет рассеянно, дисперсно, объединяя свои усилия в популяризации белорусской истории, традиций, языка, культуры, по сохранению и стимулированию белорусской этнокультурной идентичности, но при этом не скрывает своей особой заинтересованности в судьбе этнической родины, материнского государства. В свою очередь, Республика Беларусь в принимаемом законе о соотечественниках четко заявляет о том, что рассматривает белорусов зарубежья как неотъемлемую часть белорусского народа. То есть здесь между РБ и белорусами РФ - взаимность во имя воспроизводства национальных традиций, объединения белорусов, заботы о национальном престиже, под которым понимается престиж всего белорусского.

Как тут не вспомнить искренне порадовавший белорусов факт вручения председателем Федеральной национально-культурной автономии "Белорусы России"Валерием Николаевичем Казаковым Владимиру Владимировичу Путину удостоверения члена НКА "Белорусов Москвы" на встрече с доверенными лицами в ходе предвыборной кампании 2012 года! Порадовавший не только потому, что Владимира Владимировича сделали почетным белорусом, а потому, что это был исключительный пример популяризации белорусскости! И недаром такое удостоверение, в условиях отсутствия графы "национальность" в паспорте гражданина РФ, носят как вкладыш члены белорусской автономии Москвы...

Представители белорусских госорганов во время заседания "круглого стола" неоднократно доказательно, опираясь на текст закона, подчеркивали, что "Республика Беларусь не проводит разделений между белорусами зарубежья по какому-либо политическому принципу и готова налаживать взаимовыгодный диалог со всеми белорусскими объединениями мира, которые демонстрируют встречное движение, готовность подключиться к работе на благо Родины".

Что ж, российские белорусы в полной мере чувствуют ответственность не только за себя и за Россию, но и за Беларусь. Оставаясь гражданами другого государства, они продолжают ощущать себя частью того народа, который строит отдельное независимое белорусское государство, испытывают любовь и уважение к своей родине и стремятся поддерживать и укреплять ее историческую память, популяризировать образы великих белорусов.

До сегодняшнего дня автономии, землячества формировались преимущественно энтузиастами. Вместе с тем совершенно естественным образом к отдельным активистам и рядовым членам постепенно пришло понимание, что и диаспора, и членство в структурах автономий, а особенно ключевые посты в них, - это серьезный ресурс. Этот процесс, похоже, совпал с пониманием на государственном уровне того, что "диаспоры - это не только песни и пляски", это еще и серьезный рычаг влияния. Закон "О белорусах зарубежья" демонстрирует государственную заинтересованность в этой части белорусского народа, а значит, и предлагаемый им государственный ресурс, предполагает некие финансовые преференции. Все это - факторы, которые могут привлечь в эту среду других людей с другими целями. Так что с принятием долгожданного и принципиально важного закона "О белорусах зарубежья" белорусское государство войдет в новый, особый этап, в зону специфического риска, и это должны понимать соответствующие белорусские государственные структуры.

Оксана Солопова, зам. декана исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, osolopova@mail.ru