***
Неделей раньше ТВ подняло рейтинг, если не зрительский, то репутационный, за счет смерти Петра Тодоровского. Каналы переверстали сетки, и мы смогли увидеть несколько недурных документальных лент о мастере, а также фильмы самого мастера. Безнадежно желтое ток-шоу "Прямой эфир" несколько приосанилось за счет спецвыпуска памяти Тодоровского. Хотя Людмила Максакова на панихиде в Доме кино извинилась за то, что поучаствовала в нем. В том смысле, что "Прямой эфир" - площадка для выражения скорби не очень приличная, но другой не оказалось. Увы, с достойными площадками для сердечных изъявлений на главных каналах явный недород. Но это отдельный вопрос.
...Не зря умер и режиссер - Алексей Балабанов. Иначе, когда бы еще телезрители увидели его исповедальный фильм "Я тоже хочу". И услышали бы дискуссию о его фильме в его присутствии. И узнали бы, что "глубокий и широкий" телеведущий Александр Гордон способен высоко оценить еще чей-то фильм, кроме собственного - "Огни притона". И ничего, что программа была записана еще полгода назад. И что получилось: будто иные из уважаемых критиков плевали в могилу талантливого человека. Зато в новостных выпусках все каналы как на заказ не скупились на восторженные эпитеты: "замечательный", "выдающийся", "потрясающий"... Словом, "талантливейший режиссер постсоветской эпохи".
К празднованию юбилея Абдулова телеканалы подготовились также обстоятельно, как к круглым датам рождения и смерти Владимира Высоцкого. Оба с гарантированным высоким рейтингом. Особенно отличился Первый. Он всю субботу отвел под этот праздник.
Уже сложилась такая вещательная практика на Первом: суббота у них там забронирована для юбилейных торжеств во славу популярных фильмов прошлого, их авторов и любимых артистов из прошлого.
Вот и на сей раз последовали одна за другой мемориальные программы "Александр Абдулов. С тобой и без тебя", "Выдумщик", "Между Уже и Всегда" с перерывом на двухсерийный телефильм "Обыкновенное чудо" с Абдуловым в главной роли. Под занавес обязательное подарочное шоу от господина Малахова. Все было бы ничего, если бы не телеведущий - солнце нашей таблоидной индустрии. Но предмет его "ухаживания" в данном случае так самоигрален, так самодостаточен, настолько полон и после смерти витальной мощи, что такую подробность, как шоумен Малахов, можно было на этом вечере и не заметить.
По здравому размышлению, более всего досадно то, что в эти дни так и не появился другой фильм Марка Захарова с Абдуловым в роли Ланцелота - "Убить дракона", в свое время, увы, недооцененный. И сегодня понятно: почему. Снят он был в 1988 году. Советский дракон уже считался полудохлым. Общество пребывало в эйфории и казалось, что фильм вышел с большим опозданием. На деле - значительно опередившим время.
Сегодня самое время Ланцелоту, рыцарю светлого образа, снова выйти на авансцену, чтобы сразиться с новыми многоголовыми Дра-Дра. Еще при жизни он вызвал на бой липкую братию папарацци. Победить не смог, пав жертвою другого дракона. Дракона по имени "Рак".
Сегодня Город снова перед выбором: кто предпочтительнее - Ланцелот или Дракон?
***
Абдулов в глазах зрителей - слыл рыцарем веселого образа.
Другой юбиляр, которого, увы, тоже нет с нами, Георгий Бурков был тоже рыцарем, но печального образа. Как Дон Кихот. Даром, что его заветной мечтой было сыграть героя Сервантеса, о чем поведала вдова актера Татьяна Ухарова в программе
"Больше, чем любовь" (телеканал "Культура").
Конечно, это не просто рассказ. Это своего рода видеоэссе. Снято оно в 2008-м. Видны тщательная продуманность сценария Натальи Нусиновой, доброкачественная режиссура Алексея Зайцева, удачно подобранные синхроны друзей и коллег артиста. Тема несыгранного Дон Кихота поддержана фрагментами из фильма Козинцева. И все равно в главной роли здесь - Татьяна Ухарова.
Насколько родным любимца публики удается близко к тексту жизни рассказать о нем, - вопрос деликатный. Но Ухаровой удалось. Была и теплота, и стал очевиден масштаб индивидуальности артиста, и как-то уже невозможно оказалось не согласиться с рассказчицей, что ее Жора - идеальный Дон Кихот, а она при нем - верный оруженосец Санчо Пансо. И по сей день она его оруженосец. История пронзительная, берущая, что называется, за сердце.
Та же история с той же фабулой, рассказанная на Первом - "Георгий Бурков. Ироничный Дон Кихот" показалась вялой и даже унылой. Хотя создатели этого документального фильма заглянули в дневниковые записи артиста и привлекли артиста Валентина Гафта их прочитать, и все равно этот видеофильм отдает холодным расчетом на то, что материал самоигральный и потому должен сам себя вывезти.
Не вывез.
***
"Вывозило" на себе воскресный вечер шоу "Один в один". Это было прощание на "бис". С моей стороны без сожаления. Шоу-бизнесмены со слезами на глазах. Они почувствовали вкус к подражанию и к подделке. Возможно, это станет теперь их призванием. Может, оно и к лучшему.