Торжественного по статусу, но не по сути. Как это принято на "НацБесте" с первых лет существования данной премии, церемония объявления лауреатов больше походит на модную сходку окололитературной тусовки. Наряды дам и кавалеров (среди которых - бизнесмены, рок-исполнители, собственно писатели) - от рваной джинсы до парчовых платьев и фраков. Прически - мама, не горюй! Разговоры под бокал шампанского - о чем угодно, только не о литературе.
"Мне понравилась книга Водолазкина, это серьезная работа, - сказал "РГ" Леонид Юзефович, первый победитель "НацБеста" (2001 год). - О других ничего сказать не могу, не успел еще прочитать. Должен сказать, что вообще литературные премии как таковые не имеют отношения к таланту. Ведь борются за награды не тексты, а вкусы членов жюри. Премии двигают читательский интерес, а не литературу. Что, в общем, тоже, наверное, неплохо, учитывая, как много книг выходит в последние годы. Легко потеряться в этом море. Поэтому ориентироваться надо не на победителя того же "НацБеста" или, скажем, "Большой книги", а на шорт-листы всех главных российских премий".
По привычке интересовался собравшийся люд некой Фигль-Мигле - автором дошедшего до финала романа "Волки и медведи". По традиции же никто ничего о ней сказать не смог. Кроме того, что это явно псевдоним и что данный прозаик уже был однажды в числе соискателей престижной награды - в 2011 году. Тогда победил Дмитрий Быков. И о Фигль, то есть Мигль быстро забыли.
И, как оказалось, напрасно.
Победитель прошлого года Александр Терехов отдал свой голос Ольге Погодиной-Кузминой (роман "Власть мертвых"). Телеведущая Ника Стрижак и искусствовед Александр Боровский - Максиму Кантору. Предприниматель Злата Полищук - Евгению Водолазкину за "Лавра". Ни одного голоса не получили Ильдар Абузяров, а также Софья Купряшина с романом "Видоискательница". И еще два голоса - общественного деятеля Константина Крылова и украинского писателя Сергея Жадана "уплыли"... к Фигль-Мигль.
Тут зал заволновался. С мест послышались требования "представить сего автора". Взволнованными выглядели и номинанты. И даже всегда невозмутимый отец-основатель премии критик Виктор Топоров. Кстати, в окололитературных кулуарах поговаривали, что за сим странным псевдонимом (как насмешка над серьезной литературой) прячется не кто иной, как именно Топоров. Судьбу премии решил почетный председатель жюри, гендиректор одного из телеканалов Лев Макаров. Выбирая между "Красным светом" и "Волками и медведями", он отдал предпочтение последнему.Тут, наконец, все и увидели ту, что интриговала не один год писателей и читателей. На сцену поднялась женщина. Она отказалась назвать свое имя, род занятий (не факт, что литература ее основное ремесло), приняла букет цветов, отчеканила как на плацу "Служу Отечеству!", и... И все.