Сбербанк, безусловно, лидер на российском финансовом рынке. Постоянно совершенствуется система обслуживания клиентов, разрабатываются и внедряются новые программы для отдельных групп - например, для молодежи или представителей малого бизнеса, заработала дочерняя компания "Сбербанк-страхование", появилось новое направление - корпоративно-инвестиционный бизнес.
Особенно важным представляется развитие удаленных каналов обслуживания, существенно упростивших жизнь клиентов. Платежными терминалами и банкоматами банка, сеть которых превышает 70 тыс. устройств и является крупнейшей в Европе, пользуется все больше людей, чему способствует и обязательное присутствие в отделениях специальных консультантов, готовых максимально понятным языком разъяснить посетителю последовательность действий. Именно этот шаг позволил существенно сократить очереди и привлечь к новым видам платежей даже тех, кто был морально не готов к столкновению с новыми технологиями, ведь среди клиентов немало пенсионеров, которые в другой ситуации предпочли бы более долгий и неудобный, но зато привычный им способ оплаты через оператора. Сегодня банк достиг важного показателя - в 90% отделений 90% клиентов ожидают своей очереди не более 10 минут.
Более "продвинутые" клиенты пользуются мобильным и интернет-банками - их более 9 млн и более 5 млн человек соответственно. Услугу "Автоплатеж" подключили около 5 млн человек. Каждую минуту в каком-нибудь из отделений выдается новый кредит.
Укрепились позиции на мировом рынке. После приобретения Volksbank, DenizBank и интеграции с "Тройкой Диалог" Сбербанк превратился в мощную кредитную организацию международного уровня. В рейтинге самых дорогих мировых брендов BrandZ, составленном компанией Мillward Вrown Оptimor, он сейчас занимает 70-е место. Стоимость бренда за год выросла на 19 процентов и превысила 12,5 млрд долларов США. Сбербанк опередил в рейтинге такие известные бренды, как, например, Siemens, IKEA, BP, Yahoo!, JP Morgan и Pepsi. 1300 точек в более чем 20 странах - такова сейчас зарубежная сеть Сбербанка.
Результат работы согласно "Стратегии-2014" уже очевиден. Цифры, оглашенные на годовом собрании акционеров, впечатляют. Чистая прибыль банка увеличилась в 2,5-3 раза по сравнению с 2007 годом, рентабельность капитала превысила 24%, а доля в активах банковской системы Российской Федерации - около 30%. Более того, у Сбербанка есть и дополнительные точки роста, потенциал которых не исчерпан. Реализация всех проектов, достаточно амбициозных, была бы невозможной без активного развития обеспечивающих направлений деятельности Сбербанка. Прежде всего - скорейшего внедрения современных технологий, сферы, в которой еще несколько лет назад Сбербанк значительно уступал конкурентам. Теперь разрыв практически преодолен.
Среди главных достижений 2012 года - приватизация 7,6% акций. Сделка стала крупнейшей в истории России и одним из крупнейших инвестиционных предложений в мире. И успех превзошел все ожидания. Книга заявок была заполнена за 12 часов! В итоге удалось выручить 5,2 млрд долларов США. Это, пожалуй, самая объективная оценка итогов деятельности ведущей финансовой организации нашей страны в рамках программы "Стратегия-2014".
В нынешнем году приоритеты останутся прежними. Сбербанк планирует нарастить кредитование компаний на 15%, физических лиц - на 25%. Прогноз по чистой прибыли - до 390 млрд руб. Это приблизительно на 15% больше показателя прошлого года. А специалисты уже разрабатывают планы на следующие пять лет. Наблюдательному совету Сбербанка "Стратегию-2019" представят осенью 2013 года.
Казалось бы, волноваться владельцам акций Сбербанка не о чем. Компания развивается успешно, планы выполняются, работа налажена. Но экономическая сфера - не та область, в которой можно спокойно почивать на лаврах. Борьба за лидерство не прекращается. Вот и сейчас специалистам Сбербанка надо будет найти ответ на вызов времени. На годовом собрании акционеров, говоря о будущем, председатель правления Сбербанка Герман Греф заявил, что главными конкурентами становятся мобильные операторы, социальные сети и IT-компании. "Мы не видим проблемы конкурировать с банками, но мы видим огромные угрозы в проигрыше в конкуренции с новыми очень быстрыми, очень современными компаниями, которые выходят на этот рынок. Это означает, что следующие пять лет мы должны быть еще более технологичны, еще более инновационны", - сказал он. Таким образом, инновационное развитие станет во главу угла, а перечень финансовых продуктов значительно расширят, причем предложения планируется сделать более адресными, а процесс взаимодействия с банком - еще более удобным.