Учитывая горный рельеф и труднодоступность многих ее населенных пунктов, республика делает упор на автомобильное сообщение. По автотрассам КР перевозится около 95 процентов грузов и пассажиров. Однако состояние большинства дорог хоть и меняется в лучшую сторону, но остается неудовлетворительным.
Протяженность дорожной сети республики - около 34 тысяч километров. При этом средства, выделяемые на ее ремонт и содержание, до 2010 года покрывали лишь 20-ю часть от необходимого, и только с 2011-го дотации были увеличены почти в два раза. Тем не менее, эксперты Всемирного банка пришли к выводу, что республика ежегодно теряет около 200 километров дорог с битумным покрытием, которые восстановлению не подлежат. Только в Чуйской области насчитывается 74 аварийных участка. В Иссык-Кульской их 111. Ситуация в остальных регионах еще хуже. Капитальный ремонт дорог до 2012 года практически не велся.
Есть претензии и к нанесению разметки на проезжей части, и к качеству используемых для ремонта материалов. Если термопластиковые линии сохраняются в течение двух - трех лет, то краска выцветает меньше, чем за полгода. Наносят же ее один раз в год в весенне-летний период вместо двух раз, как того требуют технологические нормы.
Чтобы коренным образом изменить ситуацию, главное транспортное ведомство страны инициировало несколько проектов. В частности, оно предложило сделать платным отрезок между населенными пунктами Базар-Коргон - Саргата. 100-километровый участок трассы пойдет в объезд автодороги Бишкек - Ош на участке с 325-й по 528-й километр. Как заявил "РГ" заместитель министра экономики КР Санжар Мукамбетов, это позволит окупить затраты, связанные с реконструкцией дорожного полотна, в течение 10 - 12 лет.
- Если люди поедут по новым участкам дороги, то сократят маршрут на 86 километров пути и съэкономят несколько часов времени, а также порядка 10 - 12 литров горючего, - пояснил он.
Однако специалисты выделяют ряд факторов, которые, по их мнению, препятствуют введению в стране системы платных дорог. Главный - это привычки, традиции и низкая платежеспособность населения. Население, по их мнению, не станет платить за пользование дорогами, как это принято в развитых странах.
По мнению специалистов-транспортников, на первом этапе для Киргизии лучше применить так называемую модель эксплуатационной готовности. Речь идет о том, что инвестор приходит, строит и эксплуатирует дорогу, а государство равными долями каждый год возмещает ему расходы, которые он понес в течение концессионного периода. После трасса переходит в ведение властей, которые будут решать, какую внедрить плату за проезд, в какой форме и когда.
Минтранс КР, тем временем, надеется привлечь инвесторов в строительство еще трех платных дорог на севере республики. Одна из них свяжет населенные пункты Кочкор и Арал с туннелем Тоо-Ашуу. Другая - Казахстан с Иссык-Кулем. Кроме того, рассматривается вариант строительства новой объездной дороги Бишкек - Кара-Балта. Интенсивность движения по старой трассе составляет более трех тысяч автомобилей в день.