Большая часть бытового мусора (92-95%) складируется на полигонах, хотя, по расчетам экологов, естественный почвенный покров способен поглощать без последствий не более 400 миллионов тонн. Низкий процент утилизации связан, прежде всего, с неразвитостью инфраструктуры: сегодня в России функционирует всего 243 комплекса по использованию вторсырья, 53 комплекса по сортировке отходов, около 40 мусоросжигающих заводов.
При этом большинство нормативных актов, регулирующих эту систему, давно устарели. Так, нормы накопления бытовых отходов на душу населения все еще определяются по документам 80-х годов.
Сейчас по поручению главы государства на федеральном уровне разрабатывается комплексная стратегия обращения с ТБО до 2030 года.
Первый этап реализации запланирован на 2013-2015 годы и включает в себя совершенствование нормативно-правовой базы и механизмов экономического регулирования деятельности по обращению с отходами. В частности, планируется запретить захоронение мусора без предварительной сортировки. По оценкам специалистов, более 60 процентов городских отходов - это вторсырье: пластик, металл, бумага, стекло. Еще около 30 процентов - органика, которую легко превратить в компост.
На втором этапе (2016-2020 годы) упор будет делаться на развитие материально-технической базы, методического и информационного обеспечения отрасли, модернизацию системы экологического воспитания и образования. К 2030-му все мы должны почувствовать от этого отдачу.
Аналогичная стратегия разрабатывается в Свердловской области. В ней, в частности, предлагается узаконить сбор мусора в частном секторе, освободить ИП от платы за негативное воздействие на окружающую среду, упростить процедуру лицензирования. Для стимулирования населения планируется применять гибкие тарифы: те, кто сваливает мусор в бак "одним пакетом", будут платить дороже, чем те, кто сортирует отходы.
- В регионе ежегодно образуется около миллиона тонн коммунальных отходов, 95% из них вывозится на полигоны. Бесконечно увеличивать свалки невозможно. Промышленная переработка решает целый комплекс вопросов, начиная от обезвреживания до полной ликвидации ТБО. Финансирование мероприятий планируется осуществлять как за счет производителей отходов, так и за счет всех уровней бюджета. Также будут привлекаться средства экологических фондов, добровольные взносы юридических лиц и граждан, общественных организаций, - говорит первый заместитель министра энергетики и ЖКХ Свердловской области Геннадий Зверев.
Существенным подспорьем в развитии отрасли должна стать и модернизированная правовая база. Так, уже готова ко второму чтению в Госдуме новая версия закона "Об отходах производства и потребления". Согласно ей, отходы являются объектом частной собственности. Также вводится понятие саморегулируемой организации операторов по обращению с отходами. По мнению экспертов, это поможет не только усовершенствовать систему управления, но и освободить сектор от недобросовестных игроков.
Впрочем, среди участников рынка есть и противники клонирования СРО в таких масштабах. Они опасаются нового витка коррупции, ведь законопроект обязывает производителей товаров, утративших свои свойства и представляющих опасность, перечислять деньги на их обезвреживание в общенациональный резервный фонд СРО. Они полагают, что стимулировать переработку ТБО нужно прежде всего "экономическими пряниками".
- Не стоит изобретать велосипед. В Европе уже давно предоставляют преференции организациям, занимающимся решением экологических проблем поселений. Особенно актуальна поддержка малого и среднего бизнеса, который решает вопросы жизнедеятельности - занимается сбором, переработкой и утилизацией ТБО. А у нас не успело создаться предприятие - его уже обкладывают налогом на имущество, на землю или арендной платой, - рассуждает Галина Пахальчак, вице-президент Уральской ассоциации экологически ответственных предприятий.