Поправки в Воздушный кодекс, подготовленные Минтрансом, Госдума должна утвердить до конца года. Об этом на форуме "Транспорт Сибири" в Новосибирске сообщил замминистра транспорта Валерий Окулов. Он напомнил, что эти меры направлены на то, чтобы снизить стоимость авиаперевозок.
Когда поправки вступят в силу, за обед на борту и обработку багажа желающие будут платить отдельно. Экономия на еде, впрочем, вряд ли будет существенной. По оценкам экспертов, сегодня бортовой обед в эконом-классе обходится в среднем в 300 рублей.
Что касается обработки багажа, то тут резервы более серьезные. Сегодня в тариф на обработку багажа входит его укладка на транспорт, сортировка, погрузка, разгрузка, выдача и даже хранение невостребованных сумок в течение 48 часов. Так что в целом перевозка багажа порой стоит дороже, чем перевозка одного пассажира.
Но самый большой вклад в снижение стоимости авиаперевозок - до 25 процентов - может внести появление невозвратных билетов. "По статистике, салоны самолетов заполняются на две трети, а в низкий сезон воздушные суда вообще летают полупустые, - комментирует редактор портала Avia.ru, эксперт комитета Госдумы по транспорту Роман Гусаров. - Если норма о невозвратных билетах будет принята, авиакомпании смогут устраивать распродажи дешевых билетов, не боясь, что они будут возвращены. Значит, заполняемость мест в самолетах повысится. Это позволит перевозчикам снизить стоимость и тех билетов, которые продаются по обычному тарифу".
Сейчас, по информации Минтранса, возвращается около восьми процентов авиабилетов.
Речь идет об убытках в десятки миллиардов рублей, которые авиаперевозчики в итоге перекладывают на остальных пассажиров. Если брать данные за прошлый год, то в деньгах это 31,6 миллиарда рублей.
Напомним, ранее глава Минтранса Максим Соколов в интервью "РГ" отмечал, что поправки в Воздушный кодекс позволят создать условия развития рынка лоукостеров, то есть бюджетных авиакомпаний. У экспертов по этому поводу есть сомнения. "Лоукостеры в европейском понимании, когда билет стоит всего 20 евро, у нас в ближайшее время точно не появятся", - уверен Роман Гусаров. Несмотря на прогрессивность предложенных Минтрансом мер, есть вопросы, которые решить за год-два невозможно, замечает эксперт. К ним в первую очередь относится неразвитость аэропортовой инфраструктуры. Ведь лоукостеры, как правило, пользуются услугами небольших альтернативных аэропортов, где стоимость обслуживания в разы меньше. В России с этим проблема. "У нас, конечно, появятся более бюджетные по сравнению с существующими авиакомпании. Могу предположить, что стоимость билетов у них будет дешевле процентов на 30-50, - прогнозирует Гусаров. - Но за 500 рублей летать уже точно не будем. Доказательство - печальный опыт той же "Авиановы", которая какое-то время полетала в убыток за счет инвесторов и ушла с рынка, так и не перешагнув планку рентабельности".
Опрос "РГ"