"Ухудшение климата - одна из самых серьезных проблем на нашей планете. И если мы не начнем решать ее сегодня, завтра ситуация зайдет в тупик", - считает министр климата, энергетики и строительства Дании Мартин Лидегаард. А столица королевства подняла планку еще выше, поставив целью радикально сократить эмиссию СО2 к 2025 году. Учитывая, что уже сегодня Копенгаген является самой чистой столицей мира среди городов с населением более 500 тыс. человек, нет сомнения, что у них все получится. Датчане - народ очень дисциплинированный.
Городской "Климатический план до 2015 года" был принят еще в 2009-м. И уже в 2011 году удалось снизить углекислотные выбросы на 21% - на 1% больше и на 4 года раньше намеченного! Вдохновленные удачей датчане продлили план еще на 10 лет. "Сегодня Копенгаген выбрасывает 1,9 млн тонн СО2. К 2025 г. при прогнозируемом росте населения города на 110 тыс. человек объем выбросов должен сократиться на 1,2 млн тонн исключительно за счет ряда запланированных мероприятий, как, например, переход от угля к биомассе на теплоэлектростанциях в регионе столицы и благодаря существующему в области энергетики и транспорта законодательству", - рассказал "РГ" сотрудник мэрии Копенгагена Рикке Хукьер.
В 2010 г. на долю потребления тепло- и электроэнергии в Копенгагене приходилось 75% всех эмиссий СО2 в городе. Так что план-2025 предусматривает общее снижение уровня потребления тепловой энергии на 20%, уменьшение потребления электроэнергии предприятиями торговли и сервиса тоже на 20%, а в жилом секторе - на 10.
При этом сама энергетика переходит на "зеленые" рельсы. На ТЭЦ Аведора в пригороде столицы для выработки тепла и света, конечно, пока еще используют и уголь (31% от общего объема генерации), и природный газ (11%), и мазут (1,2%). Но их доля неуклонно снижается, уступая место деревянным пеллетам (51%) и обычной соломе (4,5%). Последнюю, кстати, распоряжением правительства крестьянам запрещено сжигать на полях после уборки урожая, хотя так поступают в большинстве стран мира. В Дании солому собирают и везут за тридевять земель, чтобы сжечь централизовано, а полученную энергию в дело пустить... Плюс ко всему потомки Гамлета активно используют энергию ветра, геотермальную и приливную - примерно треть тепла и света вырабатывается из возобновляемых источников, и доля ВИЭ прирастает с каждым годом.
Второй "лидер" по выбросам СО2 в городе - это транспортный сектор (около 22% эмиссий). Поэтому Климатический план предполагает, чтобы минимум 75% всех видов передвижения по городу к 2025 г. осуществлялись либо пешком, либо на велосипеде, либо на общественном транспорте. А если жители города хотят пользоваться автомобилями, мотоциклами или скутерами, то эта техника должны оснащаться электрическими, гибридными или водородными двигателями. Грузовой и общественный транспорт планируется перевести на новые виды горючего, например, биогаз.
Учитывая, что среднее расстояние передвижения личных механических транспортных средств по городу и окрестностям составляет всего 50 км, скепсиса по поводу массового распространения электромобилей у населения не возникает. Тем более что налог на личные авто с двигателями внутреннего сгорания в Дании "кусается". Впрочем, возникает впечатление, что не будь его вообще, датчане все равно бы с удовольствием крутили педали. Тем более что необходимая инфраструктура для этого имеется: и велодорожки, и велопарковки. Заезжий турист в Копенгагене может взять велосипед на прокат (муниципальные "велики" отличаются белым цветом), заплатив небольшой залог. При возвращении транспорта на место залог вернут...
Муниципалитет Копенгагена готов выделить (и уже выделяет) на реализацию подпрограммы "Город велосипедов" (часть Климатического плана-2025) около 600 млн датских крон (100 млн евро). Из них 520 млн крон будет направлено на развитие PLUSnet - своеобразных трехполосных велохайвеев, по которым запрещено движение любого другого транспорта.