Маргарита Симоньян: Телевидение - это царство картинок

Холдинг Russia Today сменил прописку. Из здания РИА "Новости" на Зубовском бульваре переехал в новый студийный комплекс на территории "Московской чайной фабрики". Фабрику при этом не закрыли - по соседству осталась часть фабрики, где чай расфасовывают. А там, где сейчас располагаются новые студии, был старый пустой фабричный павильон.

Процесс строительства нового комплекса занял всего 15 месяцев. А сам переезд прошел так, что зрители каналов ничего не заметили. Теперь - все новенькое, по последнему слову техники - хоть экскурсии води. Что мы, собственно говоря, и сделали - пошли на экскурсию. Ведь для непосвященного этот мир - лишь большое непонятное количество кнопок, экранов и видеопанелей. Как центр управления космическим кораблем. Гидом для читателей "РГ" стала главный редактор Russia Today (RT) Маргарита Симоньян.

Маргарита, можно сказать, что "железная леди" отстроила свою крепость?

Маргарита Симоньян: (Смеется) Я совсем не "железная леди".

Но кто-то же придумал это название телепрограммы?

Маргарита Симоньян: Канал НТВ. Но в этом смысле - хозяин-барин.

Да, мы очень рады, что наконец-то переехали в свой комплекс. Мы совсем уже не помещались в здании на Садовом, где сидели раньше.

Там вы арендовали помещение...

Маргарита Симоньян: ...здесь мы тоже арендуем. Но тут мы одни, и нас никто не теснит. Там же, где мы размещались ранее, помещение изначально предназначалось для одного телеканала. А мы за 8 лет работы выросли до пяти телеканалов. Огромные платформы, он- лайн проекты, видеоагентство - все это требовало другого пространства. Более того нам нужно было переходить на вещание в новом качестве, в формате высокой четкости HD, что мы и сделали. В прежнем же здании было невозможно строительство HD комплекса. А теперь наш комплекс - один из самых современных и больших в Европе и работает полностью на безленточной технологии - то есть весь процесс от съемок до эфира осуществляется без использования кассет.

Сколько человек было у вас раньше, когда вы начинали работать, а сколько сейчас?

Маргарита Симоньян: Когда мы начинали, нас было человек 5. Но начинали-то мы с нуля! Я помню, как у меня был малюсенький кабинетик, где за столом помещалась я, а помощница сидела на подоконнике, поскольку даже некуда было поставить стул. Вот там мы принимали первых претендентов на работу - проводили собеседование. Сейчас на RT работает около двух с половиной тысяч человек. Большинство из них - в Москве.

И ваш "кабинетик" теперь...

Маргарита Симоньян: Светлый и удобный. И без роскошеств.

Выходим из него. С чего начнем?

Маргарита Симоньян: С того, что представим картинку в целом: общая площадь студийного комплекса - 6 тысяч квадратных метров. Всего у нас шесть студий - три новостные: английского, испанского и арабского каналов, объединенные с ньюсрумами, две студии программ и "зеленая" студия визуальных эффектов, наша особая гордость - "хромакей". Все - ультрасовременно. Есть возможность делать такие вещи, которые вы уж точно никогда не видели по телевизору.

Например?

Маргарита Симоньян: Например, ведущий ведет эфир в студии и рассказывает про атаку беспилотников, которые у него на огромных кубах на заднем плане. И вдруг эти беспилотники вылетают и пролетают мимо ведущего. Полное ощущение словно эфир ведется в 3D. Такие технологии есть в мире, но их не было у нас. В студии "хромакей" можно снимать, например, фильм "Аватар" - мы можем накладывать на "картинку" любые 3D или 2D эффекты. Здесь используется специальный материал для отделки стен и пола. Свет распределен равномерно по изгибам, чтобы двухмерные и трехмерные изображения, которые создаются вокруг человека, органично располагались по его контуру.

А это что за студия, совмещенная с ньюсрумом?

Маргарита Симоньян: Студия телеканала RT на английском языке. Она оборудована двумя видеостенами, на которые можно заводить любое видео, благодаря чему она сразу же приобретает новый облик. Здесь впервые в России применены роботизированные студийные пьедесталы. Все камеры управляются удаленно одним оператором. По его команде или ранее заданной программе они меняют местоположение, фокус, поднимаются и опускаются, что позволяет режиссеру быстро менять планы непосредственно в прямом эфире. Рядом со студией в ньюсруме работает новостная бригада, а вдоль него расположены многочисленные монтажки для удобства и скорости работы с видео.

Арабская вязь на стене соседней студии - это телеканал "Русия аль-Яум"?

Маргарита Симоньян: Да, тут рабочая зона редакторов и корреспондентов канала, объединенная со студией. На стене - название телеканала "Русия аль-Яум" или "Россия сегодня", написанное по-арабски. В ньюсруме журналисты-редакторы готовят основные новостные выпуски, а также новости спорта и бизнеса. Сегодня канал могут смотреть более 350 миллионов телезрителей на Ближнем Востоке, в Северной Африке и Европе. А работают на нем журналисты не только из России, но и из 13 арабских стран.

Ваша испанская редакция существует относительно недавно.

Маргарита Симоньян: Уже четыре года. RT начал вещать на испанском в 2009 году. Новости всегда выходят в прайм-тайм в столицах испаноязычного мира в Европе и Латинской Америке, несмотря на географическую удаленность аудитории от московского телецентра. В связи с этим основная нагрузка ложится на ночные смены новостных бригад. В редакции работают журналисты из 12 разных стран, в том числе из Латинской Америки и Испании. Но есть, к примеру, журналистка из Сербии Елена Милинчич, в совершенстве владеющая не только испанским, но и английским, и русским языками. У канала есть корпункты в Мадриде, Буэнос-Айресе, Майами и Гаване.

Любопытно наблюдать за изменениями. Раньше декорации были настоящими, а сейчас - сплошные экраны - все предпочитают электронные, вот и в этих студиях...

Маргарита Симоньян: Всего в эфир RT на разных языках выходят более 20 программ. И в студиях, где они непосредственно производятся, действительно созданы электронные декорации. Это удобно - позволяет нам не строить новую студию для каждой программы, а создавать любой дизайн только за счет графики и выводить его на системы видеоотображения или говоря по-другому - видеостены. За счет этого студии меняются до неузнаваемости, и зритель никогда не скажет, что все производится в одной, а не в нескольких. Например, в этой студии №4 снимают программу Питера Лавелля CrossTalk, интервью-шоу Софико Шеварднадзе и множество других программ для арабского и испанского каналов. А из этой студии №5, помимо записных программ, ежедневно в прямой эфир выходит шоу Prime Time Russia, ориентированное на иностранцев, живущих в России.

Следующее помещение похоже на ЦУП (Центр управления полетами).

Маргарита Симоньян: Это аппаратная блока поясного вещания. Финальная точка, куда приходит сигнал из всех наших студий и откуда уже конечный эфир всех пяти телеканалов уходит на спутники и дальше попадает в дома более 630 миллионов зрителей по всему миру. Тут же происходит конечное оформление эфира - накладывается логотип, бегущая строка, графика, которая присутствует на всех эфирных продуктах RT.

Маргарита, все это впечатляет, но вы добились высоких результатов и без этих новейших технологий. Например, недавно все СМИ обошла новость, что у вас миллиард просмотров на крупнейшем интернет видеохостинге - RT стал первым новостным телеканалом в истории YouTube, преодолевшим отметку в миллиард просмотров. Что же тогда будет, когда вы начнете использовать технологии?

Маргарита Симоньян: Мы будем поддерживать свой статус одного из лидеров международного вещания и стремится заработать еще большую аудиторию, чем сейчас в разных регионах. Надо понимать, что все страны, которые занимаются новостным вещанием, в последние годы инвестируют в это немыслимое количество денег. За счет этого и канал становится больше и картинка лучше. Мы далеко не первые, кто перешел на вещание в формате HD в мире. В России мы начали так вещать в декабре. Многие мировые каналы перешли на этот формат и за год до нас, и за два, и за три... Мы не могли и не можем себе позволить быть ниже определенного уровня, в том числе и по качеству телевизионной картинки. Во-первых если твоя картинка хуже чем у конкурентов, тебя тут же вышвыривают кабельные сети. По их логике, если есть канал, что вещает в HD, зачем им брать тот, что по техническому уровню ниже - им это неинтересно. Кроме того, понятно, что у аудитории меняются вкусы, она становится более требовательной, потому что ей все время предлагают более качественный продукт. Мы должны следить за этим и идти в ногу со временем.

Меня иногда пугает то, что мы настолько гонимся за технологиями и за картинкой, что теряем суть. Иногда один человек в кадре так говорит, что способен собрать большую аудиторию, чем все технологические эффекты.

Маргарита Симоньян: Телевидение - это царство картинок. Если вы делаете тусклую, вялую, блеклую, визуально неинтересную картинку, но при этом два человека в студии несут, условно говоря, "разумное, доброе, вечное", то вы сможете на этом заработать аудиторию, только если больше НИКТО не посадит этих же двух людей в более современную студию с более качественной картинкой и с визуальными эффектами. А можно не сомневаться, что в международном вещании обязательно завтра же кто-то это сделает. Рассчитывать на то, что канал будет технологически отсталым, но почему-то будут смотреть его, а не конкурентов - не приходится.

Кстати, а где будет работать Ларри Кинг?

Маргарита Симоньян: Ларри Кинг будет работать в наших американских студиях.

Между тем

Комплекс состоит из трех зданий, соединенных между собой наземными переходами: студийный комплекс, блок поясного вещания и офисное здание. Чтобы из старого заводского павильона сделать суперсовременный телевизионный комплекс, пришлось проделать большую подготовительную работу. Специалисты тестировали шумовое поле и делали дополнительную звукоизоляцию. Более того - каждая студия опирается на независимый фундамент, чтобы исключить вибрацию. Комплекс оснащен современными системами кондиционирования. Но главное - обеспечено бесперебойное электроснабжение. Если вдруг отключится электричество, вещание телеканалов не прервется, его тут же подхватят источники бесперебойного питания, а затем - резервные дизельные генераторные установки. В комплексе было проложено почти 1000 километров различных кабелей: расстояние почти как от Москвы до Волгограда.