Юрий Богомолов: Прошлое можно вспоминать, но его невозможно повторить

Минувшая неделя оказалась богатой на телевизионные события. Выделю три из них - суд истории над Матиасом Рустом в "Прямом эфире", сюжет о надвигающемся разводе Сергея Светлакова с женой Юлией и новое шоу Первого канала - "Вышка".

***

Чувствовался дефицит юбилейных дат. Первому каналу пришлось праздновать прошлое без какого-либо информационного повода. Суббота была отдана под воспоминания о "Кинопанораме" по традиционной схеме: с утра - документальный фильм о передаче-долгожительнице, вечером - Малахов с гостями о ней же.

В воскресенье вспоминали Людмилу Гурченко, в связи с чем показали "Вокзал для двоих" и документальную ленту "Людмила Гурченко. Как я стала Богиней".

Как она стала Богиней, известно до мельчайших подробностей. По заголовку могло создаться впечатление, что это рассказ от первого лица. На деле то был рассказ от нескольких лиц, которые, впрочем, немного добавили к тому, что хорошо известно. Вот почему сам фильм показался не более чем смакованием человеческой и творческой драмы покойной актрисы.

Мемориальная "Кинопанорама" получилась довольно унылой и умильной, тогда как реальная биография программы была по-настоящему драматичной. Почти каждая смена ведущего проходила болезненно и с большим количеством проб и ошибок. По ходу чествования только однажды проскочила искра былых амбиций. Это когда один из многочисленных ведущих той славной программы Даль Орлов рискнул восстановить историческую справедливость - он поведал о технической накладке информационной службы ТВ, сообщившей о кончине другого ведущего Георгия Капралова, но проиллюстрировавшей фрагментами с участием его, Даля Орлова, чем был нанесен ему, Далю Орлову, моральный ущерб. Никто не понял, в чем тут юмор. Кто кому должен чего-то возмещать. Только Эльдар Рязанов нашелся и ответил в том духе, что Георгий Александрович Капралов вряд ли сможет что-то ему возместить.

Много, что еще припоминалось. Втуне осталось главное: программа была востребованной, поскольку была альтернативной по отношению к советскому официозу. Она же помогала популяризировать кино, альтернативное советской пропаганде. Потому-то ни Алексей Каплер, ни Эльдар Рязанов со своими яркими

индивидуальностями и неуправляемыми характерами в конце концов оказывались отставленными от ведения "Кинопанорамы".

И, разумеется, не мог не прозвучать вопрос: если программа была такой любимой и привлекательной, то отчего бы ее не реанимировать сегодня?

Для меня-то ответ очевиден. Не получится. Прошлое можно вспоминать, по нему можно ностальгировать, но его невозможно повторить. Хотя...

***

Нет-нет, да и являются нам призраки былой пропагандистской удали.

В "Прямом эфире" новый ведущий собрал консилиум экспертов, состоящий из генералов, сотрудников спецслужб, политологов, конспирологов и тележурналиста Андрея Караулова, чтобы вспомнить скандал, связанный с приземлением на Красной площади пилота-спортсмена Матиаса Руста.

Прошлое можно вспоминать, по нему можно ностальгировать, но его невозможно повторить...

Четверть века миновало с того происшествия. Участники ток-шоу учинили судебное разбирательство в присутствии обвиняемого и в отсутствии защиты. Им было очень комфортно доказывать самую нелепую конспирологическую версию относительно этого полета. Мало того, что в деле оказались замешанными западные спецслужбы, так еще кто-то им помогал с нашей стороны.

Велик был эмоциональный накал. Руст просто не понимал, что от него хотят эти горячие русские парни и девушки. То они его стыдили, то требовали, чтобы он благодарил вот это должностное лицо, что тот не дал приказ о его уничтожении, то вон того летчика, который мог легко испепелить его одним форсажом своих реактивных двигателей. Во всех выступлениях слышалось сожаление, что его тогда не расстреляли и не сожгли, а особенно обидно было, что этого нельзя сделать и сейчас. Но надо признать - по итогам судебного шоу реванш сил военно-воздушной обороны над немецким летчиком Рустом состоялся.

В порядке бонуса к этой победе Андрей Караулов высказал аккуратное предположение, что брильянтовое колье, которое ему довелось увидеть на шее Раисы Горбачевой, было взяткой Запада советскому президенту за какие-то существенные геополитические уступки. Нет-нет, он этого твердо не знает; просто предполагает.

Похоже, таблоид "Прямой эфир" становится шоу двойного назначения: основная сфера его интересов чернуха, другая - политика и политики. То, что на Первом канале разведено по разным углам эфира: густая желтизна в "Пусть говорят", а пропаганда - в "Политике", на "России" предлагается в одном флаконе. Это эффектный рационализоторский ход.

***

Впрочем, и на Первом есть свои рационализаторские подвижки, но в другом формате. За шоу "Один в один", где были с успехом утилизированы звезды шоу-бизнеса, стартовал в минувшее воскресенье проект "Вышка". Здесь нашлось применение медиаперсонажам второго-десятого ряда. Группу малоизвестных артистов и телеведущих натренировали, натаскали и их тушки побросали в бассейн. Со стороны это смешно, но тушкам больно - они же живые люди.

Честно говоря, и мне больно... за них. И еще неловко. Потому что само зрелище несколько смахивает на цирк дрессированных обезьян.

Закадровый голос Кирилла Набутова, словно предчувствуя, что мне все это не понравится, пригласил и меня и всех остальных, кому это не понравилось, прийти на тренировки и убедиться, как это трудно и боязно прыгать. Он не сообщил только, как это травмоопасно. Хотя зачем? На наших глазах один из участников повредил подбородок, а два других прыгали с пластырями на плечах. Это следы тех травм, что были получены на тренировках.

Юрий Богомолов

Обозреватель