Теоретически наличие авторитетного, признаваемого на международном уровне, сертификата соответствия позволило бы российской продукции, прошедшей такую сертификацию, более успешно конкурировать на международном рынке. Однако такого сертификата в настоящее время нет. И до его создания, видимо, еще далеко.
Сегодня главная задача стандартизации заключается в том, чтобы привести все нормы в соответствие с требованиями ВТО, а также установить единое правовое пространство и понятийный аппарат в рамках ЕврАзЭС, прояснил ситуацию "Российской бизнес-газете" Вадим Ткаченко, советник председателя совета директоров АКГ "Градиент Альфа" по правовым вопросам:
- Сам законопроект никак не повышает конкурентоспособность, потому что устанавливает лишь общие требования и нормы о стандартизации. А дополнительные вопросы, связанные со стандартизацией и требованиями, будут устанавливать органы в сфере стандартизации. Нормы в этой сфере, конечно, могут повысить или понизить конкурентоспособность, но принимаемые в соответствии с законопроектом о стандартизации нормы могут устанавливать такие требования, которые заведомо не смогут выполняться организациями.
Одна из задач законопроекта - помочь развитию малого и среднего бизнеса в стране. Правда, как именно, пока неясно ни бизнес-сообществу, ни экспертам.
- Разработка единых стандартов ничем не поможет малому и среднему бизнесу. Для того чтобы потребитель отнесся с доверием к фразе "данный товар соответствует национальному стандарту", и, как следствие, более активно покупал такую продукцию, сначала должно выработаться определенное доверие к указанному стандарту.
То есть должна быть широко распространена информация, что данное соответствие означает качество, надежность. Так что, видимо, сначала придется рекламировать саму стандартизацию, а потом уж товары, ее прошедшие, - полагает Дина Фаева, юрист юридической компании "Хренов и партнеры".
Пессимистично настроен и Вадим Ткаченко, который уверен, что МСБ поможет не стандартизация, а преференции и льготы:
- Стандартизация и закон в этой сфере могут только установить общие правила для продукции того или иного производителя. Поэтому как к таковому развитию данный законопроект не приведет. В лучшем случае поможет снизить риски некачественной продукции или обвинений теми или иными госорганами в том, что данная продукция является несоответствующей стандартам и характеристикам. Еще один плюс, который может быть в результате принятия законопроекта, это установление единых правил для госконтрактов, тендеров, конкурсов, так как более полноценно будет описываться объект закупки и его соответствие стандартам и нормам.
- Введение стандартизации может благоприятно сказаться на малом и среднем бизнесе в том плане, что у них будут четкие стандарты, которыми можно руководствоваться при проведении государственных тендеров, общении с госструктурами. Власти установят правила, на которые будут ориентироваться предприниматели. При правильном использовании этот закон исключит двойное трактование при производстве той или иной продукции, - считает аналитик ИФК Солид Гульназ Галиева. - Понятно, что многие будут это воспринимать как возврат к ГОСТ, принятый в советское время, но, по крайней мере, будет понятно, какие требования предъявляются к компаниям. И тем же производителям стройматериалов будет проще общаться с крупными заказчиками, если они покажут, что работают по госстандартам.
В проекте закона "О стандартизации в РФ" есть такое интересное нововведение, как предварительные национальные стандарты. Их как раз и планируется разрабатывать для целей освоения принципиально новых технологий, выпуска новых видов продукции. К сожалению, проект закона не конкретизирует, а как, собственно, можно разработать стандарт к тому, что по сути своей является нововведением, то есть чем-то отличным от стандарта. Есть в документе и другие "сырые" положения. Например, непонятно, каким образом будут применяться принципы добровольности стандартизации. Не до конца проработана деятельность правительства по формированию сводов правил стандартизации, а также применение локальных актов в организациях, которые устанавливают стандарты.
- К сожалению, показалось, что проект в целом еще не слишком готов. Слишком много вопросов возникает после его изучения, - говорит Дина Фаева. - Например, он устанавливает добровольное применение стандартов. И тут же вводит исключение: "Соблюдение требований национальных стандартов становится обязательным, если это установлено в нормативных правовых актах". При этом не конкретизируется, в отношении каких областей хозяйственной деятельности будут приниматься такие нормативные правовые акты. Что это будут за акты: законы, постановления правительства или приказы федеральных органов власти? Какова будет ответственность за несоблюдение таких стандартов, какой именно орган будет вправе контролировать их соблюдение? Есть вопрос с изданием и распространением стандартов. В частности, проект закона определяет, что свободному доступу подлежат национальные стандарты, обязательные к применению. И тут же сделана оговорка, что порядок свободного доступа будет определяться федеральным органом исполнительной власти, ответственным за стандартизацию. Получается, что доступ к обязательным стандартам будет не такой уж и свободный. Неясно, как будет финансироваться стандартизация. Например, за федеральными органами исполнительной власти закреплена обязанность разрабатывать своды правил, устанавливающие технические правила, процедуры проектирования, строительства, перевозки и пр. Однако в статье, посвященной финансированию работ по стандартизации из средств федерального бюджета, такой вид работ, как разработка свода правил, не значится.
В общем, эксперты единодушны: законопроект требует более тщательной проработки.