Виктор Сухоруков: В Маковецком всегда усматриваются смятение и поиск

Фильмы "Жизнь и судьба" Сергея Урсуляка, "Девушка и смерть" Йоса Стеллинга, спектакль "Евгений Онегин" в театре Вахтангова... Это только те работы, которые артист Сергей Маковецкий представил широкой публике недавно. Сергей Маковецкий все время в творческом процессе, и о нем постоянно говорят. При этом сам он не любит давать интервью печатным изданиям. В разговоре на "Кинотавре" с обозревателем "РГ" попросил, чтобы интервью дали другие - поздравили его с днем рождения. Слово именинника - закон. Сергея Маковецкого на страницах "РГ" поздравляют его друзья и коллеги.

Владимир Хотиненко, народный артист РФ:

- Говорить про Сергея Маковецкого мне очень просто, поскольку значительная часть моей кинематографической биографии связана с ним. Мы начали с ним работать в "Патриотической комедии" и потом продолжили во многих проектах. Но я готов с ним работать вообще всегда. Потому что Сережа Маковецкий - фантастический актер с потрясающим диапазоном: от комического до драматического - во всех регистрах. Он почти универсальный "солдат": может сыграть все что угодно. Он, что очень важно, и что, к сожалению, у наших актеров нечасто встречается - актер, который очень тщательный и весьма внимательно относится к роли. Сергей Маковецкий еще и мой товарищ, я его знаю столько лет, что предполагаю, что мы с ним "сросшиеся" - разорвать сложно.

Маковецкий очень хорош в фильме Алексея Балабанова "Про уродов и людей". К самой картине я сложно отношусь, но Маковецкий там персонаж очень точный. Сильная роль Маковецкого в фильме Сергея Урсуляка "Жизнь и судьба" по роману Василия Гроссмана, где Сергей сыграл физика Виктора Штрума.

Очень любопытно получилось в фильме "Поп". Я всегда говорил, что готов Сережу снимать всякий раз и во всех своих фильмах. А здесь, когда я начинал пробы, мне казалось, что он для этой роли не очень-то, к сожалению, подходит. И благодаря настойчивости моей жены Танечки, которая каждый день меня "пилила": "ты его попробуй, попробуй", я его попробовал и до сих пор убежден, что, кроме него, никого не могу представить в этой роли. Маковецкий оказался очень точным.

Виктор Сухоруков, народный артист РФ:

- Начну с того, что я даже не знаю, сколько лет будет Маковецкому - так живет человек - скрытно. Насколько он помолодел, или постарел, или помудрел... Конечно, нам удалось с ним встретиться в кинематографе, и неоднократно. Его эпоха началась в 90-х годах. В тандеме с Владимиром Хотиненко, а может, и раньше... Но была эпоха трех М: Меньшиков, Машков, Маковецкий. Критиками была создана целая теория этих трех М. Он тогда уже был в обойме самых блистательных, звездных и востребованных актеров. Я к тому времени был в списках "учащихся". Судьба свела нас в трех фильмах Алексея Балабанова. Но самая главная наша встреча состоялась в фильме "Про уродов и людей", где мы играли отвратительных людей из одного болота. Но тем не менее мы были настолько разными, и мне кажется, именно благодаря Маковецкому картина обрела мощную талантливость и событийность.

Что сказать о Сергее? Начну я сейчас перечислять все эпитеты, и они будут казаться дежурными. Талантлив, терпелив, работоспособен, эгоист, самовлюблен, трепетен, ревнив, завистлив, предан делу - все это о нем. То есть человек - творец, человек - художник. Утонченный, ранимый, подозрительный. Маковецкий - человек, который не успокаивается, не останавливается во временах года, в алфавите, в своем творческом пути и в жизни. Всегда когда с ним встречаешься, здороваешься и спрашиваешь "как дела?", он обязательно скатывается на разговоры о творчестве и художественном смысле жизни. В нем всегда усматриваешь смятение и поиск... Поздравляю я его!

Сергей Гармаш, народный артист РФ:

- От всей души хочу поздравить Сережу - своего ровесника. Как говорится и в России, и на Украине, он - мой "годок".

В театре был спектакль "Лунный свет, медовый месяц", который мы играли вчетвером - Женя Дмитриева, Татьяна Догилева, он и я. Я был сменным исполнителем, но удалось сделать несколько поездок, и мы с ним хорошо поработали. В кино мы вместе участвовали в такой серьезной работе, как фильм "12" Никиты Михалкова. И сразу же после нее снимались в картине "Русская игра" у Павла Чухрая. И та, и вторая картины - работа у серьезных режиссеров, с большими ролями, и мне было очень приятно поработать с Сергеем, в первую очередь с профессиональной точки зрения, потому что он - истинный профессионал. Дотошный, но всегда по делу. Несмотря на то что мы закончили разные вузы, я с ним, как с одноклассником, потому что с таким партнером быстро находишь общий язык. То отношение, с которым он работает и в театре, и в кино, достойно восхищения и партнерской благодарности. Желаю ему оставаться Сережей Маковецким, таким, каким он пришел в профессию, и каким его знают по многим ролям.

Три факта из жизни

Отношение Маковецкого к людям и профессии в юности во многом определил роман Сэлинджера "Над пропастью во ржи". Актриса Любовь Шах предложила Маковецкому Сэлинджера в качестве материала для поступления. "Эта книга меня не просто перевернула, а заставила оплакать всю мою молодую жизнь, причем реальных поводов не было..." - говорит актер.

Актер очень любит ходить в... баню. Он не просто обожает париться, баня - это первое место, куда отправился приехавший покорять Москву молодой Сережа Маковецкий.

В свое время из-за скандала в театре Маковецкий был переведен в дворники. И однажды во дворе театра убирающего снег актера заметил режиссер Роман Виктюк. Именно Виктюк вернул Маковецкого на сцену и дал главную роль. Сначала в спектакле "Уроки мастера" актер сыграл Дмитрия Шостаковича, а затем начал с Виктюком работу над спектаклем "Мадам Баттерфляй", который принес ему славу.

Топ-10

10 фильмов Сергея Маковецкого

  • "Про уродов и людей"
  • "Брат 2"
  • "Ретро втроем"
  • "12"
  • "Ликвидация"
  • "72 метра"
  • "Поп"
  • "Дело гастронома N1"
  • "Жизнь и судьба"
  • "Душка"