Масштабные перемены запланированы в проекте Федеральной целевой программы "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости" на 2014 - 2019 годы. Ее подготовило минэкономразвития. Реализация всех мероприятий программы обойдется казне в 60,4 миллиарда рублей.
Один из ключевых моментов ФЦП - объединение Единого государственного реестра прав (ЕГРП) и Госкадастра недвижимости (ГКН). На базе ЕГРП и ГКН появится Единый государственный реестр объектов недвижимости (ЕГРОН). Все правоустанавливающие документы и кадастровые дела при этом будут переведены в электронную форму.
Сейчас земля и стоящие на ней дома, строго говоря, не являются единым объектом прав. В кадастре учитываются земельные участки, в ЕГРП - права на объект, поясняет вице-президент Российской гильдии риелторов Константин Апрелев. На хранении в Росреестре находится около 78 миллионов дел правоустанавливающих документов и почти 38 миллионов кадастровых дел, подсчитали в ведомстве.
Среднее количество листов в делах правоустанавливающих документов составляет 30, в кадастровом деле - 40. Их перевод в электронную форму позволит сократить объемы хранения, наладить регистрацию прав по экстерриториальному принципу, объясняют в Росреестре. Тогда зарегистрировать права на объект в другом городе можно будет, не выезжая на место.
Ежегодно, по словам Апрелева, граждане совершают почти 2 миллиона сделок с жилой недвижимостью. И если регистрация квартиры не увязана с земельным участком, то для оформления загородного жилья сведения из кадастра требуются. Объединение разрозненных баз, где будут также сведения по всем сервитутам, обременениям, позволит действительно создать систему "одного окна", говорит эксперт. А за счет этого можно добиться сокращения сроков по регистрации недвижимости. Будут создаваться условия для улучшения обслуживания граждан. Планируется внедрить единые стандарты к офисам приема-выдачи документов. Для выездных приемов организуют мобильные комплексы.
В программе должны объединить усилия несколько ведомств - Росреестр, Федеральная налоговая служба, Росимущество, минкомсвязь. Росреестр и ФНС интегрируют свои информационные ресурсы, чтобы мониторить налогообложение недвижимости. В перспективе нововведения позволят перейти на единый налог на недвижимость, который рассчитывается сразу и на землю, и на стоящие на ней дома.
Расходы на программу, считают в минэкономразвития, окупятся. Только поступления по земельному и имущественным налогам за это время вырастут больше чем на 50 процентов. К концу 2019 года эти налоги принесут дополнительно почти триллион рублей, всего за пять лет поступит 5,1 триллиона рублей. Будут уточнены границы земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и права на них. Это позволит ежегодно привлекать дополнительные средства от их сдачи в аренду. На каждый вложенный в работы по уточнению границ и прав собственности рубль можно получить до 4 рублей, надеются в минэкономразвития. В среднем ежегодные допдоходы могут составить 13 миллиардов рублей при сдаче в аренду 4,9 миллиона га, в отношении которых предусматривается проведение работ, подсчитали в Росреестре.
Оценить расчеты по росту налоговых 140 поступлений Апрелев затруднился. "Можно тупо поднять налоги и добиться тех же эффектов", - иронизирует он. Но при создании единой базы в оборот могут быть вовлечены объекты, которые раньше не числились как источник налогообложения, рассуждает он: "Например, "незавершенка", когда границы земельного участка, на котором стоит строение, известны, а что на нем построено - нет". Уточнение границ расширяет рынок, увеличивает инвестпривлекательность земельных участков: сейчас есть пограничные зоны, на которые претендуют и муниципалитеты, и областные власти, такая неопределенность создает риски для застройщиков.
Наиболее крупные расходы в ФЦП планируются по направлению "капитальные вложения": на строительство, реконструкцию и приобретение новых зданий Росреестра в субъектах, межрегиональных учетно-регистрационных центров могут потратить 17 миллиардов рублей. 11 миллиардов может стоить развитие системы межведомственного информационного взаимодействия - предполагается модернизация единой телекоммуникационной системы налоговых органов
(3,9 миллиарда рублей), создание технологических комплексов архивного хранения бумажных документов (3,8 миллиарда рублей). 24 миллиарда рублей предлагается заложить на перевод ГКН и ЕГРП в электронный вид.