Пойти в обход
Как положено, участники форума много говорили о стратегическом значении дорожно-транспортного комплекса для страны. В частности, для Новосибирской области, где активно развивается логистика.
- Мы ставим задачу - превратить Новосибирск в центр евро-азиатского экономического бизнес-сотрудничества, туристический и, конечно же, культурный центр. А эффективное развитие дорожной сети - важнейший фактор повышения привлекательности региона. Ведь при наличии надежного транспортного сообщения любые территории могут развиваться, выходить со своей продукцией на региональные и международные рынки, - отметил губернатор Новосибирской области Василий Юрченко, выступая на пленарном заседании "Инновационное развитие дорожно-транспортного комплекса".
Сегодня в регионе ведется строительство автодорожных обходов Новосибирска. Первый - Северный, протяженностью 76 километров, - введен в эксплуатацию два года назад. Совместно с министерством транспорта России и Федеральным дорожным агентством началась реализация еще одного важного проекта - строительство Восточного обхода, который соединит трассу "Байкал" с Чуйским трактом и с восточной частью Новосибирска. Он станет самым протяженным обходом города - его длина порядка ста километров. Благодаря объезду будет увеличена пропускная способность в направлении Алтая и границы с Монголией.
Еще один ключевой объект - Юго-Западный обход - начали строить в черте города вместе с третьим автодорожным мостовым переходом через Обь, стыковка пролетов которого состоялась в феврале этого года. Мост будет введен в эксплуатацию в 2014 году.
Авиационные рекорды
Однако не только обходные магистрали и дороги межрегионального значения важны для развития региона и соседних территорий. Чтобы удовлетворить потребности населения и предприятий в транспортных услугах, необходимо развивать авиационное сообщение. На рынке воздушных перевозок динамика в целом положительная. Так, в прошлом году пассажиропоток в новосибирском аэропорту Толмачево увеличился более чем на восемнадцать процентов на внутренних авиалиниях и на 26 процентов - на международных, грузопотока - на 29 процентов. Однако, по мнению заместителя министра транспорта РФ Валерия Окулова, ситуация с авиаперевозками оптимистична только на первый взгляд.
- Да, в России и в целом в мире растет объем авиаперевозок. Казалось бы, радуйся успехам, однако перевозки между регионами страны прирастают крайне незначительно - в прошлом году всего 3,7 процента к 2011-му, - отметил Окулов.
Министерство транспорта РФ начало реализацию нескольких программ, направленных на поддержку гражданской авиации. В июле 2013 года стартует еще одна. Представители минтранса полагают, что с 6 июля начнутся продажи билетов на рейсы, которые субсидирует государство. Пилотный проект уже реализуется в Приволжском федеральном округе. Теперь к нему подключатся другие, в том числе СФО. В частности, государство будет мотивировать авиакомпании открывать новые местные авиалинии и увеличивать частоту полетов на слабозаполняемых и нерентабельных маршрутах. Свою готовность участвовать в программе выразило уже пятнадцать авиакомпаний. Государство готово разделить с ними риски в соотношении пятьдесят на пятьдесят.
В первую очередь поддержку получат маршруты между узловыми и региональными аэропортами, находящиеся на расстоянии до 1,2 тысячи километров. Узловыми аэропортами в СФО становятся иркутский, красноярский и новосибирский. По оценкам специалистов, благодаря этим мерам в стране увеличится объем пассажиропотока на авиалиниях, связывающих центры субъектов федерации и малые города, появится пятьдесят новых региональных маршрутов. Планируется, что из федерального бюджета на эти цели в течение года будет выделено около полутора миллиарда рублей.
Замминистра особо подчеркнул, что государство, предоставляя финансовую поддержку, удержит за собой право ограничивать тарифы на региональные перевозки.
- Чтобы проект состоялся, нужны участники. Авиакомпании лучше владеют ситуацией, понимают, на каких направлениях спрос есть или его нет, - убежден Валерий Окулов.
Президент Инновационного центра гражданской авиации Рано Джураева призвала руководителей регионов, а также аэропортов и авиакомпаний, активнее участвовать в формировании маршрутной сети на ближайшие пять лет. Половина из двенадцати сибирских регионов пока не направила свои предложения в министерство транспорта РФ.
Логистический шаг
В таких крупных городах как Новосибирск аэропорт служит не только средством обеспечения транспортной доступности, но и мощным драйвером роста экономики и формирования достаточно крупного сегмента агломерации. Руководство Новосибирской области ставит задачу по созданию портовой особой экономической зоны "Аэрополис".
- Работа в этом направлении уже идет, и, думаю, в течение нескольких месяцев она будет завершена, и мы начнем прорабатывать вопрос с правительством Российской Федерации, - сообщил губернатор Василий Юрченко. - У нас уже есть элементы функционирования портовой зоны. Теперь нужно де-юре закрепить это право, выполнить ряд законодательных требований. Это будет, поверьте, очень серьезный проект, важный как для регионов Сибири и Дальнего Востока, так и для всей России.
Говоря о развитии территории возле аэропорта, глава региона сообщил, что правительство области решило заключить долгосрочный государственный контракт на работы по строительству путепроводной развязки на федеральной трассе "Байкал", которая обеспечит все грузопотоки в промышленно-логистическом парке (ПЛП), расположенном в непосредственной близости от Транссиба, трассы М-51 и аэропорта Толмачево. На двух тысячах гектаров ПЛП уже работают предприятия промышленного и логистического направлений, их число растет. Таким образом, эта территория может стать "локомотивом" развития Западной транспортно-логистической зоны и Новосибирской агломерации.
- Новосибирск в логистической цепи выступает как центр консолидации и распределения грузов для соседних регионов Западной Сибири. Однако отсутствие необходимых мощностей тормозит развитие логистической инфраструктуры. Например, в новосибирском узле необходима модернизация ряда железнодорожных станций для обеспечения развития Западной и Восточной транс-портно-логистических зон, - отмечает президент Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири Сергей Максимов.
Тем временем акционеры Толмачево также считают, что участие аэропорта в экономике региона можно усилить с помощью придания особого статуса территории, прилегающей к нему. В качестве примера эксперты называют Сингапур и Дубай, где свободные экономические зоны способствовали развитию "воздушных ворот", но в результате колоссальный эффект получила вся территория.
- Мы изучили российское законодательство, регулирующее деятельность особых экономических зон, и пришли к выводу, что его сложно применять на практике, оно не дает должного эффекта и, соответственно, нуждается в существенной доработке, - отметил генеральный директор аэропорта Толмачево Евгений Янкилевич. - Необходимо объединить усилия бизнеса, федеральных и местных властей. Только благодаря такому взаимодействию можно добиться эффекта, достигнутого ведущими экономиками мира.
Максим Соколов, министр транспорта РФ:
- Форум показал, насколько велик профессиональный и общественный интерес к сфере транспорта, как это важно и для развития экономики региона, и для повышения комфортности проживания жителей. Эти задачи нужно решать сообща, в открытом диалоге, обсуждать претензии в свой адрес, когда мы вносим корректировки в нормативные акты или программы подготовки специалистов. Предложения и проекты, обсуждаемые на форуме, лягут в основу дальнейшего развития отрасли.