Тем не менее хайтек признан одной из тех немногочисленных отраслей, которую мы еще не потеряли. Российские айтишники ценятся во всем мире, недаром Марк Цукерберг приезжал в Москву за "русскими мозгами". Однако, как согласились участники "круглого стола", богатство отрасли - люди - является одновременно и ее главной проблемой. "В отрасли наблюдается демографический провал, - сообщил заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Марк Шмулевич, - мы явно отстаем от развитых государств по количеству специалистов ИТ на душу населения. Так, в РФ "всего" 700 тыс. айтишников, из них высококвалифицированных - 350 тыс. Отрасль приносит 1-2% от ВВП против 5-7% в США и Израиле. На Земле Обетованной, кстати, 80% экспорта составляют именно ИТ. А двадцать лет назад такую же долю занимали бананы и апельсины "Яффо".
От кадров для ИТ, считает руководитель компании "ТехноДиасофт" Александр Генцис, требуется два главных качества: компетенция и ответственность. И, к сожалению, в ИТ-сфере эти понятия малосовместимы. Специалисты, способные создать шедевр программного обеспечения, как правило, мнят себя непризнанными гениями и совершенно неуправляемы. А дисциплинированный и исполнительный сотрудник вряд ли произведет продукт, конкурентоспособный на мировом рынке. При этом наши успехи на внешнем рынке очевидны. Так, норвежские моряки используют российское навигационное оборудование, предпочитая его китайскому и бразильскому. Так что ИТ-отрасль, по мнению Генциса, государство должно лелеять и всячески поддерживать.
С другой стороны, хайтек - это не то, чтобы единая отрасль как таковая, это скорее совокупность отдельных направлений и компаний. Причем существуют они не сами по себе, а в рамках уже конкретных отраслей: энергетики, связи, банковского сектора и т.д. Стало быть, заказчиком и "спонсором" ИТ должно быть не только государство, но и бизнес. "Регулировать эту сферу государство не должно, - уверен Марк Шмулевич, - оно должно создать ей хорошие условия для развития".
А вот уже чем следует озаботиться государству, так это адаптацией инноваций в повседневную жизнь. ИТ-новшества быстро приживаются разве что в финансовом секторе. А ведь для любого айтишника созданное им ПО - как любимый ребенок, и обидно, если при всей своей полезности он не находит всеобщего признания. Поэтому и утекают наши мозги то на Запад, то на Восток. Проведенный в одном из вузов опрос будущих программистов показал, что 70% из них хотят трудиться именно в зарубежной компании (или ее филиале в РФ), а не в российской, даже если это будет их собственный бизнес.