Развитию IT-сферы в России мешает кадровый вопрос

Российской сфере высоких технологий не хватает доброго пиара и собственного бренда. К такому выводу пришли участники "круглого стола" по ИТ "Новый бизнес для новой России". "Если у товара нет бренда, это просто товар на полке", - подчеркнул директор по развитию ИТ-проектов кластера информационных и компьютерных технологий Фонда "Сколково" Сергей Шубин.

Тем не менее хайтек признан одной из тех немногочисленных отраслей, которую мы еще не потеряли. Российские айтишники ценятся во всем мире, недаром Марк Цукерберг приезжал в Москву за "русскими мозгами". Однако, как согласились участники "круглого стола", богатство отрасли - люди - является одновременно и ее главной проблемой. "В отрасли наблюдается демографический провал, - сообщил заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Марк Шмулевич, - мы явно отстаем от развитых государств по количеству специалистов ИТ на душу населения. Так, в РФ "всего" 700 тыс. айтишников, из них высококвалифицированных - 350 тыс. Отрасль приносит 1-2% от ВВП против 5-7% в США и Израиле. На Земле Обетованной, кстати, 80% экспорта составляют именно ИТ. А двадцать лет назад такую же долю занимали бананы и апельсины "Яффо".

От кадров для ИТ, считает руководитель компании "ТехноДиасофт" Александр Генцис, требуется два главных качества: компетенция и ответственность. И, к сожалению, в ИТ-сфере эти понятия малосовместимы. Специалисты, способные создать шедевр программного обеспечения, как правило, мнят себя непризнанными гениями и совершенно неуправляемы. А дисциплинированный и исполнительный сотрудник вряд ли произведет продукт, конкурентоспособный на мировом рынке. При этом наши успехи на внешнем рынке очевидны. Так, норвежские моряки используют российское навигационное оборудование, предпочитая его китайскому и бразильскому. Так что ИТ-отрасль, по мнению Генциса, государство должно лелеять и всячески поддерживать.

С другой стороны, хайтек - это не то, чтобы единая отрасль как таковая, это скорее совокупность отдельных направлений и компаний. Причем существуют они не сами по себе, а в рамках уже конкретных отраслей: энергетики, связи, банковского сектора и т.д. Стало быть, заказчиком и "спонсором" ИТ должно быть не только государство, но и бизнес. "Регулировать эту сферу государство не должно, - уверен Марк Шмулевич, - оно должно создать ей хорошие условия для развития".

А вот уже чем следует озаботиться государству, так это адаптацией инноваций в повседневную жизнь. ИТ-новшества быстро приживаются разве что в финансовом секторе. А ведь для любого айтишника созданное им ПО - как любимый ребенок, и обидно, если при всей своей полезности он не находит всеобщего признания. Поэтому и утекают наши мозги то на Запад, то на Восток. Проведенный в одном из вузов опрос будущих программистов показал, что 70% из них хотят трудиться именно в зарубежной компании (или ее филиале в РФ), а не в российской, даже если это будет их собственный бизнес.