- Год назад продюсер Альфия Чеботарева предложила мне участвовать в ее новом проекте игрового фильма, а затем и телесериала о знаменитом танцовщике, в качестве сценариста, сопродюсера и, возможно, режиссера. Отказаться от такого предложения невозможно. Я не страдаю балетоманией, но фигура Нуреева всегда была мне интересна: скандальный парень из Уфы, принятый в Вагановское училище, но вызывавший тем всеобщую неприязнь, обещавший стать гением, но ставший им уже на Западе, где его легенда равна легенде "битлз". Я стала изучать материалы, и мне открылся потрясающий мир: этот человек обладал невероятным, животным магнетизмом. Я пересмотрела все его видеоматериалы, прочитала книги о нем, воспоминания, интервью, встречалась с людьми, которые его знали. Разговаривала с Аллой Осипенко, Тамарой Закржевской, с его первой любовью кубинской танцовщицей Менией Мартинез...
Сценарий на этой эмоциональной волне написался легко и быстро. Фильм сосредоточится на менее известном периоде жизни Нуреева - его детстве, юности, учебе и начале карьеры в Ленинграде, и закончится драматической сценой в аэропорту, расколовшей его жизнь пополам.
Я не собиралась делать биографическое кино - не самый интересный жанр. Хотелось понять этого человека, его судьбу и его драму. Это драма неустроенности в мире, которую он всегда остро ощущал, хотя уже владел островами и дворцами и был вхож в высшее общество Европы и Америки. Его образ напоминает мне судьбу гражданина Кейна из фильма Орсона Уэллса: Нуреев собирал сокровища со всего мира, но у него не было времени ими наслаждаться - он истово работал, давал по 250 спектаклей в год! А главная драма - отношения с матерью, это была его вечная боль. При отлете на Запад в 1961 году его мучила мысль, что он больше никогда ее не увидит. За него потом просили президент США и премьер-министр Англии - хоть ненадолго выпустить мать к сыну. И только в годы перестройки хлопотами Раисы Максимовны Горбачевой ему разрешили поехать к ней в Уфу, дав визу на 48 часов. Мать уже умирала, но и сам Нуреев опасался: приговор "изменнику родины" никто не отменял. Его отменили уже после смерти танцовщика. Фильм начнется сценой у постели умирающей матери, которая уже не узнает сына.
Это и драма непонимания. Он ведь был из малограмотной семьи, и отец, политрук Красной Армии, с изумлением узнал, что его сын, будущий офицер, или моряк, или слесарь, увлекся танцами. И он пытался эту блажь выбить. А мальчик чувствовал в себе этот дар и бороться и ним не мог. Выносил побои, лгал отцу, бежал из дома, копил деньги, чтобы поехать в Ленинград учиться.
Не менее драматичен период в Вагановском. Нуреев туда пришел, когда ему уже было 17 - абсолютным переростком. Его там не любили: вздорный, колючий характер, матерщинник, и товарищи его мало интересовали - ему важно было научиться. Он хотел стать лучшим. Стал запойно читать, выучил французский и английский. Директор училища Щелков его возненавидел: унижал, провоцировал учащихся травить провинциального выскочку, у которого не было никакой техники. И так продолжалось, пока опеку над ним не взял выдающийся педагог Александр Иванович Пушкин, - он сумел разглядеть в нем гениального танцовщика.
Так как телесериал продолжит рассказ о жизни Нуреева уже до самой смерти в 1993 году, понятно, что понадобится несколько исполнителей этой роли. Мальчик лет пяти-семи, подросток лет двенадцати, и двадцатилетний актер, которому предстоит сыграть героя и в 17 и в 23 года. И, наконец, Нуреев в старости. Актеров ищем в Англии, Франции, России, хотя я убеждена, что это должен быть русский актер. Именно здесь мы с продюсером пока расходимся.
Самое трудное в таком проекте - показать героя в танце. Придется пустить в ход все ухищрения - от драматургических до монтажных. В сценах детских мечтаний героя зрители увидят кадры с самим Нуреевым...
Как рассказала Евгения Тирдатова, сейчас идет кастинг и поиски натуры. На вопрос, кто будет режиссером фильма, ответила: "Вопрос пока остается открытым. Я так хочу, чтобы проект осуществился, что готова унять амбиции, если предложат сильного режиссера. Что касается продюсеров, то уже есть европейские и, похоже, американские участники проекта".
Авторы проекта надеются, что съемки кинофильма стартуют уже в конце этого года. А когда в середине 2014 года будут закончены, начнется работа над 12-серийным телефильмом.