Оснащать вокзалы металлодетекторами, рентгеновскими сканерами для пассажиров и рентгеновскими установками конвейерного типа для багажа начали с 2011 года. В апреле этого года досмотровые зоны заработали на 32 крупных вокзалах.
Выборочный досмотр пассажиров дал богатый улов: у пассажиров находят ножи, травматические, пневматические и сигнальные пистолеты, охотничьи ружья, кастеты и наручники.
Но досмотры вызвали немалый общественный резонанс. Пассажиры справедливо интересуются: на каком основании их вещи сканируют? Хаоса добавили слухи о запрете на провоз перочинных ножей, которые кто-то объявил "оружием". Хотя признать нож холодным оружием может только сертифицированный эксперт, а отнюдь не железнодорожный секьюрити.
В прессе "огнестрельным оружием" называли даже пневматические пистолеты, которые легально продаются в магазинах у тех же вокзалов.
Наконец, отсутствует четкое определение прав и обязанностей участников досмотров, да и сам перечень предметов, запрещенных к провозу на железнодорожном транспорте.
Теперь ситуация изменится. Новые поправки вводят понятие "зона транспортной безопасности" - и не только на железной дороге, но и на метро, речных и морских вокзалах. В этих зонах установят особый режим прохода, а секьюрити получат право на досмотр. Но - не любые, а прошедшие аттестацию.
Перечень того, что нельзя будет брать в дорогу, пока еще создается. Эксперты успокаивают: он будет не такой строгий, как в аэропортах. На традиционную курицу железнодорожники точно покушаться не намерены. Разрешат брать с собой и жидкости, в том числе алкогольные напитки (без права распития). Консервные и перочинные ножи тоже выбрасывать не придется. Запретят лишь то, что реально угрожает безопасности транспорта и здоровью пассажиров.
Обязательный досмотр введут в этом году: в третьем - максимум в четвертом квартале.