Несмотря на вопиющую безграмотность, средняя оценка на ЕГЭ по математике вдруг в этом году поднялась на 4 балла. "В диапазоне высоких баллов доля участников экзамена, существенно улучшивших свой результат, не превышает 1-2%", - скромно отмечают в Рособрнадзоре.
Неизвестно, каких именно школьников сравнивали в Рособрнадзоре, но число стобалльников говорит о многом. В прошлом году их на математике был 51 человек, а в этом 500! Так что списали многие. Причем очень умело. Чтобы получить 100 баллов на математике, надо было решить все задачи части С. Отсюда вывод: самые заметные списывальщики - успешные ученики.
По честному признанию одного из экспертов, даже для того, чтобы правильно списать ответы, надо обладать некоей математической грамотностью. Если учесть, что на ЕГЭ по математике было 16 вариантов, и допустить, что абсолютно все они утекли в Сеть, ученику надо было разобрать почти 700 задач, быстро сориентироваться, какой вариант ему попался, и в стрессовой обстановке все правильно переписать. Особенно сложно это для части С, где оценивается еще и ход решения.
Минимальный балл на математике не набрали 7,6 процента. Хотя, по признанию учителей, на тренировочном ЕГЭ "двойки" иногда получают 15-17% учеников.
Стали известны итоги ЕГЭ по физике и иностранным языкам. Физику в этом году сдавали 192 тысячи человек. По данным Рособрнадзора, не набрали нужного минимума в 36 баллов 8,7% выпускников, которым этот экзамен нужен был для поступления в технические вузы. Что касается высокобалльников и стобалльников, то Рособрнадзор решил перепроверить работы по физике в Брянской, Томской, Нижегородской областях, а также в Татарстане, Самаре, Чувашии.
Среди иностранных языков самым популярным был английский. Его сдавали 67 500 человек. Меньше всего желающих было сдавать ЕГЭ по испанскому - всего 174 человека. При этом минимального порога по английскому не преодолели 1,4%, по немецкому - 2,6, французскому - 0,4, испанскому - 1,1% выпускников. Работы высокобалльников и стобалльников тоже будут перепроверены в Брянской, Пензенской, Курской, Нижегородской, Кемеровской областях, в Калмыкии, Чувашии, Удмуртии.
Людмила Петерсон, доктор педагогических наук, директор Центра СДП "Школа 2000...", профессор кафедры начального и дошкольного образования АПК и ППРО, лауреат Премии Президента РФ в области образования:
- Меня совершенно не удивляет, что значительное число школьников не справились с такой задачей. Проблема в том, что используемый многими учителями метод обучения математике приучает детей бездумно подставлять известные значения в известные формулы, не вникая в содержание. Поэтому шаг в сторону - и ученики делают ошибки или просто теряются. Если с детства приучать детей не только подставлять числа в формулы, но и выявлять существенное в тексте, сопоставлять, задавать вопросы на понимание и проверять решения на практике, то и проблем с нестандартными заданиями будет существенно меньше. Кроме того, важно максимально исключить списывание. Ведь в противном случае весь процесс теряет смысл, развращает детей, учителей, родителей. Мнения типа "у нас в стране это не получится никогда" нельзя воспринять всерьез. На мой взгляд, это просто задача из раздела "С" для нас, взрослых, которые пока не смогли ее решить.
Назар Агаханов, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры высшей математики МФТИ, внештатный эксперт ФИПИ:
- Высокий процент не справившихся с легким заданием объясняется тем, что сошлись сразу два фактора - стандартный процент людей с пониженным уровнем способностей (таких 25 %) и отсутствие в школьной программе таких заданий. Но главная проблема - в "необъяснимо высоком" количестве высокобалльников по причине утечки КИМов. Есть школы, где 20% выпускников получили по математике 100 баллов! Школьники, "доставшие" заранее варианты, займут чужие места в университетах. Очень больно за то, что творится с ЕГЭ в нашей стране.
Вот такие задачи не умеет решать каждый пятый выпускник:
Иван Ященко, руководитель федеральной комиссии по разработке КИМ ЕГЭ по математике, ведущий научный сотрудник ФИПИ, директор Центра педагогического мастерства:
- Задачка, которую не решили более 20% выпускников, - по материалу 5-6-го классов. Она была в открытом банке задач mathege.ru. Если получается, что больному надо дать единовременно 2000, 3000 таблеток, а яму копают полтора рабочих, надо сразу понять, что такое нельзя писать в ответ, и искать ошибку. Интересно, что многие из тех, кто не справился с заданием В1, решили показательные уравнения (где икс в показателе степени). Неумение решать простые задания в старших классах доказывает, что выпускники не усвоили даже программу девяти классов. Не стоит гнаться за "высшей математикой", надо больше давать того, что нужно в жизни - арифметики, текстовых задач, статистики. ЕГЭ показал - с задачками дела обстоят плохо. В ГИА для 9-го класса уже есть так называемая "реальная математика" - раздел с практическими задачами. Мы планируем вообще сделать открытый банк заданий С1, С 2 и, может, С 3, что сделает списывание из Интернета еще более бессмысленным. И готовы к тому, что все задания ЕГЭ будут в открытой базе данных.